Сюжеты

Ложь уничтожается правдой

Хотите бороться с фальсификацией истории — откройте архивы!

Этот материал вышел в Cпецвыпуск «Правда ГУЛАГа» от 08.11.2010 №20 (41)
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

В современной России теперь много говорят о недопустимости фальсификации истории. Ставшее за последние два года навязчивым использование этого словосочетания вызывает у многих тревогу. Тревога эта оправданна. Практически не известное...

В современной России теперь много говорят о недопустимости фальсификации истории. Ставшее за последние два года навязчивым использование этого словосочетания вызывает у многих тревогу. Тревога эта оправданна. Практически не известное русской академической науке странное словосочетание «фальсификация истории» было некогда создано еще сталинским агитпропом. Это был кричащий пропагандистский ярлык, превратившийся в 1940-е годы в очередную идеологическую фикцию, в ярко-красный стоп-сигнал для мышления. «Фальсификацией» объявлялась любая точка зрения на исторические события, не соответствовавшая лживым партийным догмам.

Минуло почти двадцать лет с момента крушения власти КПСС и конца Советского Союза. Богоборческое государство Ленина и Сталина, созданное на месте уничтоженной тысячелетней России, рухнуло не только из-за социально-экономических проблем, но в первую очередь из-за всепронизывающей лжи. Повседневная жизнь советского человека в социальной сфере, начиная от детского сада, через школу и далее была пропитана лживостью, отравляющей самые корни общения.

Соответственно этому ложь воцарилась и в учебниках истории. И вот, к великому прискорбию, за двадцать минувших лет в постсоветской России не произошло самого главного: духовного осмысления обществом трагедии собственной страны в ХХ столетии и действительного освобождения русских людей от большевистских мифов и фикций. Надо выступать против искажения истории. Но на основе покаянного переосмысления действительных фактов нашей российской истории, отбрасывая сталинские подмены.

Однако именно этого не происходит.

На Бутовском полигоне в Подмосковье был воздвигнут великолепный храм, и мы участвовали в его торжественном освящении. Ежегодно там собираются до десяти тысяч православных христиан, чтобы почтить память убиенных… Неужели это единственное место в России, где можно физически ощутить то, чем был на самом деле сталинский режим? Бесчувственность воспитывается в человеке, когда он живет на улице с именем отъявленного убийцы. Что значит спор о возврате «железного Феликса» туда, где памятный соловецкий камень?

Сравнить это с Германией, много потрудившейся и все еще трудящейся над осмыслением своего исторического пути?

В Германии стоит даже православный храм в Дахау. А в трех километрах оттуда еще и другой — там, где «остарбайтеры» (так  называемые восточные рабочие, вывезенные насильно) рядом с Дахау несли свой крест: они — отверженные своими и чужими. Куда им было возвращаться? На Родину? «Предателями»? Опять в лагерь… после гитлеровского еще и в сталинский? Но то в далекой Германии — храмы, естественная память и к тому же огромный пройденный путь, исторический труд.

Нужен ли нам, русским, такой исторический труд, или мы на него не способны? О, если бы то, что осмыслено ныне отчасти в Бутове, осмыслено было бы по всей России!..

Ярко свидетельствуют о сопротивлении подобному духовному переосмыслению и перерождению закрытые архивы. Вот оно, перекрытие дыхания: страх перед потоком свежего воздуха. Но без нового слова о своей истории Россия задохнется.

Повсеместно — как исподволь, так отчасти даже и открыто в средствах массовой информации и в учебной литературе — в последние годы происходит реабилитация сталинщины. Нам предлагают рассматривать преступления 1930—1940-х годов, включая физическое истребление клира самой крупной Поместной православной церкви мира и миллионов соотечественников, в качестве якобы «исторической неизбежности», неких объективных условий, сопровождавших мобилизацию народа накануне Второй мировой войны.

Показательным в этом отношении является уже третье издание учебника по отечественной истории 1917—2009 годов преподавателей исторического факультета МГУ А.С. Барсенкова и А.И. Вдовина, получившего статус официального университетского курса. Попытки придать антихристианскому сталинскому режиму лоск и респектабельность искажают историческую действительность. Если, например, А.С. Барсенков и А.И. Вдовин утверждают, что кровавая сталинская коллективизация — согласно А.И. Солженицыну, «перелом хребта русского крестьянства» — якобы по существу была «завершением столыпинской аграрной реформы», то это свидетельствует о глубоком непрофессионализме этих преподавателей. Здесь нет подлинного понятия ни о столыпинской реформе, ни о сталинской коллективизации. Целый ряд других ошибок уже достаточно обсуждался в прессе и интернете. Но все это пока не меняет положения.

Идеологическая кампания по борьбе с «фальсификаторами истории», начавшаяся в конце 1940-х годов, привела к господству в советской исторической науке циников и дилетантов. Их влияние и воздействие на общественное сознание по-прежнему велики. Любые попытки предложить Сталина русской молодежи в качестве выдающегося государственного деятеля и патриота — оскорбление памяти миллионов жертв режима.

Кровь казненных на Бутовском полигоне и разлитая по всей России вопиет к Небу. Услышим ли мы — нынешние потомки — ее зов?

Живительным и спасительным честный подход к истории окажется для самой России. И это главное. Подобный искренний подход, несомненно, изменит и образ России среди других народов: там, как известно, отрицательный, искаженный исторический образ нашей страны подтверждается нашей же косностью в оценке преступлений режима. Со всем этим пора покончить решительным рывком к правде.

Исторические исследования должны получить мощную фактологическую базу через открытие архивов. Труд должен проводиться не среди пропагандистски-запретительных окриков, а в атмосфере полноценной исследовательской свободы.

Публикуется с сокращениями

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera