СюжетыПолитика

Алексей Кудрин: «Мы выбрали повышение налогов»

Этот материал вышел в номере № 133 от 26 ноября 2010 г.
Читать
Итак, экономические власти достаточно активно ведут дискуссию о том, каким образом компенсировать дефицит федерального бюджета. И дискуссия эта протекает в выражениях, которые сделали бы честь любому парламенту. Министр финансов Алексей...

Итак, экономические власти достаточно активно ведут дискуссию о том, каким образом компенсировать дефицит федерального бюджета. И дискуссия эта протекает в выражениях, которые сделали бы честь любому парламенту.

Министр финансов Алексей Кудрин на недавней конференции «Налогообложение — современный взгляд» отметил, что «для таких благоприятных цен сегодня — 75-77 долларов за баррель — нам нужно к 2015 году выходить на нулевой дефицит». Упомянул он и о том, что сейчас, по мнению некоторых экономистов, мир вступает в «трезвое десятилетие», а это означает, что повышения цен на нефть ждать не придется, а социальные обязательства государства останутся, так что сейчас Минфин оказался на развилке. Первый вариант: сокращать расходную часть, в том числе и социальные обязательства. Второй — увеличивать налоговую нагрузку на бизнес. «Мы выбрали повышение налогов, а дальше — это не к Минфину!» — заявил Кудрин.

В будущем Минфин, может быть, увеличит налог на добавленную стоимость, потому как он существенно меньше налога на прибыль. Также Алексей Леонидович серьезно настроен и по отношению к акцизам на табак и алкоголь: «Пока на 2011 год мы сохраняем это повышение всего на 10%. Но в последующие годы ставка будет больше на 20-30%». Кудрин отметил, что согласен с тем, что можно повысить налог на добычу полезных ископаемых по газу, но считает, что нагрузка на нефтяной сектор находится на предельном уровне.

Министр финансов напомнил, что некоторые страны уже приняли решения о повышении налогов.

Альтернативной точки зрения придерживается помощник президента Аркадий ДВОРКОВИЧ: нужно не налоги повышать, а экономическую активность. И что дальнейшее повышение в России налогов — это «сценарий в никуда» и «прощание с налоговой службой не только малого бизнеса, но и целых отраслей экономики!». По словам Дворковича, главный резерв на ближайшее время — это экономия бюджетных средств в сфере совершенствования госзакупок. Аркадий Владимирович сослался на расчеты Контрольного управления президента и сообщил, что только экономия в этом секторе принесет в доход бюджету триллион рублей в год. «Это минимальная цифра», — заметил Дворкович.

Повышение выплат в социальные фонды возмутило и главу Сбербанка Германа ГРЕФА. «Единственная баррикада, которая разъединяет сегодня власть и бизнес, это налоги. И создают эту баррикаду не очень разумные менеджеры. Если налогоплательщик не понимает, что налоги, которые он платит, разумно тратятся, у него не возникает никакого желания эти налоги платить», — отметил он.

«Искусство налогообложения — это искусство ощипывания гуся от перьев при его наименьшем пищании, нельзя раздеть голого», — продолжил президент Сбербанка. Он вспомнил и о судьбе малого бизнеса, «который уже даже не пищит, а шипит». «Как можно так резко поднимать налоги для малых предприятий и в то же время ждать от них создания рабочих мест? Малый бизнес уйдет в «теневой» сектор», — уверен Греф.

Кстати, по результатам опроса, проведенного «Деловой Россией» совместно с Институтом Гайдара (бывший Институт экономики переходного периода), 25% предпринимателей после 1 января намерены поднять цены, 25% думают об уходе «в тень», 21% готовится сокращать сотрудников и инвестиции, 16% — урезать соцпакеты.

Даже в самом Министерстве финансов есть люди, которые не во всем поддерживают Кудрина. На Гайдаровских чтениях, состоявшихся 12 ноября, замминистра финансов Сергей ШАТАЛОВ аккуратно заговорил «о возможности пересмотра политического решения» насчет повышения страховых взносов с 2011 года.

Но, кажется, поздно. Решение принято, и теперь главное понять, чем оно обернется как для бизнеса, так и для бюджета. Тренд на повышение налогов настолько очевиден, что редкие исключения как нельзя лучше поддерживают правило. Например, Госдума освободила от уплаты налога на прибыль, НДС, транспортного налога организации и частных лиц, участвующих в подготовке Олимпиады в Сочи. Подобные льготы предусмотрены одним из пунктов договора, заключенного с Международным олимпийским комитетом (МОК). Но речь идет только о спонсорах, заключивших контракты с МОК на национальных спонсоров Олимпиады. На РЖД, Сбербанк, «Роснефть», «Ростелеком», «Мегафон» льгота распространяться не будет. И на том спасибо, однако олимпийские льготы, так же как и олимпийскую стройку, в любом случае придется оплачивать другим налогоплательщикам.

Мнения экспертов

Никита Кричевский , _доктор экономических наук, профессор: _

— Без сомнения, компенсировать дефицит федерального бюджета нужно за счет повышение налогов, у нашей экономики нет другого выбора.

О введении налога на роскошь можно забыть, потому как само понятие роскоши весьма расплывчато, никто не может до конца понять, что это такое: в свое время к ней относили и автомобильные покрышки, и даже шоколад.

Основная налоговая нагрузка ляжет даже не на бизнес, поскольку он представляет собой весьма консолидированную силу и способен противостоять с помощью различных лоббистских возможностей, а на население. Прежде всего вследствие введения налога на недвижимость. Это будет единый налог, и по одному из вариантов, который наиболее нравится Минфину, квартиры в целях налогообложения будут оцениваться следующим образом: рыночная стоимость за вычетом 30% — и с этого уже будет взиматься налог. Не можешь платить — продавай квартиру или меняй ее на меньшую.

Что касается перехода к дифференцированному обложению доходов физических лиц, главный противник этой идеи — премьер-министр, и этот противник пока непробиваем.

Владислав Корочкин ,_ вице-президент «Опоры России»: _

— Сценарий, который предлагает Аркадий Дворкович, на мой взгляд, наиболее верный, поскольку в сфере государственных расходов есть скрытые резервы.

Сегодня наша налоговая система достаточно сбалансирована, корпоративные налоги достаточно высокие. Особенно это касается малого бизнеса. Наши малые предприятия при равных условиях с зарубежными все еще платят больше налогов, а значит, менее конкурентоспособны. Поэтому корпоративные налоги еще больше снизят конкурентоспособность российских предприятий.

Оптимизация налоговой системы предполагает перенесение части налоговой нагрузки с производства на потребление. Налоговая база должна формироваться в тот момент, когда финансы, уходят из производственного контура и используются именно для потребления.

Яна Яковлева ,_ председатель некоммерческого партнерства «Бизнес-солидарность»:_

— Государство этим повышением налогов очень сильно заставляет предпринимателей задуматься о дальнейшей жизни и работе. В крупных компаниях и зарплаты больше, и прибыли там другие, а малый бизнес балансирует сейчас на грани между убытком и нулем, из кризиса до конца еще не вышли.

На сегодня весь бизнес, который имеет под собой производственную базу и заинтересован в клиентах, полностью белый. Поэтому говорить о том, что весь бизнес уйдет «в тень», достаточно опрометчиво, но получается, что государство само нас загоняет туда, а этого ужасно не хочется делать, потому как не хочется подвергаться ежедневному риску общения с милицией и налоговой. Каждая налоговая проверка приходит изначально, для того чтобы «найти». Налоговики будут еще больше уверены, что мы — преступники.

Наша организация пытается найти возможность сокращения затрат, пока что мы сокращаем персонал, стараемся экономить на аренде. Это и будет первая реакция — сокращение персонала. Удивительно, что государство не просчитывает этот момент.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow