СюжетыКультура

Антиутопия в картинках

Максим Кантор представляет новый графический атлас «Вулкан»

Этот материал вышел в номере № 133 от 26 ноября 2010 г.
Читать
Сегодня искусство программно дистанцировалось от вулканов и лавы времени, однако в Москве появилась возможность увидеть настоящее извержение «Вулкана». Альбом «Вулкан. Атлас» — это своего рода пророчества известного художника, писателя,...

Сегодня искусство программно дистанцировалось от вулканов и лавы времени, однако в Москве появилась возможность увидеть настоящее извержение «Вулкана». Альбом «Вулкан. Атлас» — это своего рода пророчества известного художника, писателя, публициста (и постоянного автора «Новой») Максима Кантора, но если у Нострадамуса они были заключены в стихи, то у него — в рисунки.

«Вулкан» — это третий большой цикл графики художника, картины которого входят в коллекции 22 музеев мира. Он выполняет свои альбомы как романы, в них есть сюжет, интрига, герой. Первый альбом («Пустырь) посвящался России, второй («Метрополис) — современному Западу. «Вулкан» — о взрывоопасном пространстве всей европейской истории ХХ века. Коллекция уже приобретена Британским музеем и музеем Штедель (Франкфурт).

Как всегда у Кантора, в альбоме сочетаются политическая сатира, семейная драма, историософская и эсхатологическая идеи. Среди персонажей — безвестные странники и именитые политики (от Ленина до Путина, от кайзера Вильгельма до королевы Елизаветы), интеллектуалы Запада и интеллигенты России, нувориши и нищие, а также герои-символы.

Семьдесят один литографский лист — это рассказ о распаде и перерождении гегелевского европоцентричного мира. ХХ век, как и альбом, по Кантору, открывается в 1881 году — с покушения на Александра Освободителя — и, кажется, пока не думает завершаться. Автор утверждает, что этот век последний в череде европейских веков, он заключает собой европоцентричную историю, и те извержения вулканов (революций), которые век пережил, лишь провозвестники реальных перемен. Перед зрителем проходит череда важных событий, ставших вехами в истории. Интеллектуальные элиты проигрывают свое достоинство в погоне за модой и прячут пустые лица за непроницаемой грязноватой маской мнимых достижений современного искусства. Строительство сытого и свободного общества оборачивается обустройством лагеря нового типа — резервации для богатых. Политика превращается в цирк фокусников.

Привычная карта мира сдвигается и оживает, оборачивая к зрителю лицо больного загнанного зверя. Бурлящая лава Востока готова прорваться через скрытые нарывы. До поры никто не знает о существовании вулканов, но проворный Крот Истории уже готовит ходы для новых извержений.«Ты славно роешь, старый крот!» — благодаря Марксу, обратившему эту метафору в определение исторического процесса, фраза из «Гамлета» стала ассоциироваться с неумолимой логикой событий — историей, которая неотменима, даже если в нее больше никто не верит. Крот Истории в «Вулкане» обретает вполне плотские очертания. Историк Френсис Фукуяма на картине Кантора объявляет о конце истории, сидя в тени неунывающего Крота. Крот Истории участвует в создании Версальского договора; разрывает тело Европы войной; Крот Истории с удовольствием участвует в дорогих банкетах и празднует победу даже тогда, когда победителями мнят себя люди. Как тут не вспомнить лозунг студентов Сорбонны 68-го года: «Крот сегодня вылез в Сорбонне — мы получили телеграмму от Маркса!» Мир «Вулкана» неумолим — и почти безнадежен. Только «Чертополох» (образ, прошедший в христианском искусстве долгий путь от символа греха и падения до символа святого мученичества) прорастает в конце альбома как забытый, но непобедимый голос жизни. Если на ХV Молодежной выставке милиция сняла картины Кантора со стен за полчаса до начала вернисажа, то в наши дни картины неудобного художника будут выставлены всего один день — 2 декабря, в Доме архитектора в Гранатном. На вечере Максим Кантор предстанет и в своей другой ипостаси — драматурга, пьесы которого идут не только в России, но и в Европе. Пьеса «Эхо России» будет разыграна впервые. Начало вечера в 19.00.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow