СюжетыКультура

Василий Авченко. Владик — родина Винни-Пухов

Фрагменты книги «Глобус Владивостока. Краткий разговорник-путеводитель, сочиненный для иноязычных и инопланетных по случаю 150-летия лучшего города Вселенной» журналиста «Новой газеты во Владивостоке»

Этот материал вышел в номере № 133 от 26 ноября 2010 г.
Читать
БАМ — район Владивостока, не имеющий никакого отношения к Байкало-Амурской магистрали, а название свое получивший из-за дислокации батальона армейской милиции. Сегодня БАМ славится своими гопниками, в некоторых отношениях не уступающими...

БАМ — район Владивостока, не имеющий никакого отношения к Байкало-Амурской магистрали, а название свое получивший из-за дислокации батальона армейской милиции. Сегодня БАМ славится своими гопниками, в некоторых отношениях не уступающими чуркинским.

«Боевая вахта» (она же «Боевушка», она же «Гальюн Таймс») — официальный печатный орган Краснознаменного Тихоокеанского флота. Наиболее известные журналисты «БВ» — казачий генерал Виталий Полуянов и правозащитник и эколог, капитан второго ранга Григорий Пасько, арестованный в 1997 году и в 2001-м признанный виновным в государственной измене в форме шпионажа.

Винни-Пухи — организованная преступная группировка 90-х, поставившая (если верить широко известному учебному пособию профессора Номоконова «Организованная преступность Дальнего Востока: общие и региональные черты») немало эффективных менеджеров для местных органов власти и бизнеса. Наиболее известный представитель — Владимир Николаев, экс-мэр Владивостока, ныне в бегах.

Вторяк — не повторно заваренный чай, а район Вторая Речка в северно-западной части Владивостока. Основные достопримечательности: бывший пересыльный лагерь, где в 1938 году умер поэт Осип Мандельштам (а также не умерли будущий ракетный конструктор Сергей Королев, артист Георгий Жженов и др.); улица Татарская, где провел первые четыре года своей жизни верный путинец Борис Грызлов, родившийся в семье военного летчика; мусоросжигательный завод, известный в народе как «крематорий МВД»; собственно Вторая Речка, решающая ценой собственной жизни (а когда-то в ней, говорят, нерестился лосось) проблемы отходов военных заводов, расположенных в ее верховьях (речку спасает только то, что заводы давно толком не работают, будучи сданными под склады и магазины). Вторая Речка впадает в Амурский залив, не имеющий никакого отношения к Амуру, протекающему километров на 800 севернее.

Кальмар — его ловят ночью на особые «кальмарницы», привлекая светом прожекторов. Пойманный кальмар бывает страшно недоволен: пускает чернила, переливается разными цветами, обхватывает руку цепкими щупальцами. В фаршированном виде похож на маленькую симпатичную авиабомбу. Данному головоногому моллюску посвящена песня владивостокского автора-исполнителя Александра Бурнаевского «Кальмар тушеный, кальмар сушеный».

Корефан — принятая форма обращения к мужчине на китайском рынке (к женщине принято обращаться «куня»). Сочетается с местоимением «ты» и прилагательным «красивый».

Малоротка — вид тихоокеанской корюшки. По размеру малоротка больше, чем писуч, но меньше, чем зубатка (другие виды корюшки). Ловится непосредственно на городских морских акваториях вместе с навагой и камбалой. Поедается преимущественно в жареном и вяленом видах. После работы каждый уважающий себя житель Владивостока должен потаксовать, искупаться и порыбачить. Есть речную рыбу во Владивостоке считается дурным тоном. «От него всего можно ожидать — он даже речную рыбу ест!» — говорят бабки-сплетницы на лавочках.

Очкуры — не обязательно отдаленные непрестижные районы, куда бывает проблематично добраться, очкуры при желании можно отыскать и в самом центре города. Это всякие подворотни, зады, узкие проходы, темные улочки, овраги, которыми можно альтернативно (быстрее, но сложнее, грязнее и опаснее) добраться до нужного места. «Пройти очкурами» означает примерно то же самое, что «добраться огородами», — просто в современном городе нет места огородам. Хотя при желании в центре Владивостока можно отыскать и огороды в прямом смысле слова.

Пян-се — сваренное на пару изделие, «корейский пирожок». Внутри светлого, сырого на вид теста — капуста с маленькими кусочками мяса и специями. Продается на остановках в коробах-термосах толстыми тетками в ярко-салатовых жилетках, из-за чего их издалека часто путают с гаишниками. Местный ходовой фастфуд. Рекомендуем.

Халулаевцы — местные военно-морские супермены. Халулай (вар. — Холуай) — старое название бухты Новый Джигит на острове Русском под Владивостоком, где расположен 42-й морской разведывательный пункт специального назначения (считается, что расположение и профиль этого подразделения засекречены, но, как это обычно бывает, секрет известен каждому базарному китайцу). О подвигах халулаевцев ходят легенды. Каждый халулаевец легко может справиться как минимум с Чаком Норрисом, а в День ВМФ, особенно если освежится в фонтане на Набке, — и с тремя сразу.

Химка («химарь», «дуст», «дурь») — наиболее популярный местный курительный наркотик, представляющий собой концентрированное гашишное масло, смешанное с табаком. Готовится из местной дикорастущей конопли при помощи ацетона или другой «химии». Приморцы очень гордятся химкой и считают местную рецептуру уникальной: «На химку приморскую не сетую — сам курю и друзьям советую» (фольклор).

Шмидт, лейтенант (1867—1906) — известен главным образом благодаря Ильфу и Петрову. Петр Петрович Шмидт с 1892 по 1898 год служил во Владивостоке. В 1896 году был назначен вахтенным начальником брандвахты канонерской лодки «Горностай», в честь которой получила название самая знаменитая свалка Владивостока. Дисциплинарным рвением, судя по рапортам начальства и попаданиям на гауптвахту, не отличался. В 1897 году был списан с ледокола «Надежный» за отказ участвовать в подавлении забастовки; в 1898-м после конфликта с командующим Тихоокеанской эскадрой подал прошение об увольнении в запас. В 1904-м был вновь мобилизован, в 1905 году, уже в Севастополе, возглавил восстание матросов на крейсере «Очаков», объявив себя командующим Черноморским флотом (во время августовского путча 1991 года этот подвиг буквально повторит будущий мэр Владивостока, а тогда скромный капраз Виктор Черепков, объявив себя командующим Тихоокеанским флотом).

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow