СюжетыПолитика

Диалог Медведева с Путиным

Начальники поспорили о модернизации с помощью видеоблога и газеты

Этот материал вышел в номере № 134 от 29 ноября 2010 г.
Читать
Видеообращение Дмитрия Медведева вышло 23 ноября, а 25 ноября на сайте премьер-министра выложена статья Владимира Путина «Россия и Европа: от осмысления уроков кризиса — к новой повестке партнерства», опубликованная в «Зюддойче Цайтунг»....

Видеообращение Дмитрия Медведева вышло 23 ноября, а 25 ноября на сайте премьер-министра выложена статья Владимира Путина «Россия и Европа: от осмысления уроков кризиса — к новой повестке партнерства», опубликованная в «Зюддойче Цайтунг». На первый взгляд ничего общего в этих публикациях нет. Но так ли это?

Медведев снова говорил о модернизации. На этот раз политической. Стоит напомнить комментарий его пресс-секретаря Натальи Тимаковой, она прямо связала видеовыступление Медведева с предстоящим посланием, которое ожидается в ближайшие дни.

Технологический алгоритм тот же, что и в 2009 году. Напомню: тогда сначала появилась статья Медведева «Россия, вперед!» (ее он упоминает и в своем видеообращении), а потом последовало послание. Если технология та же, имеет смысл присмотреться и к содержанию, точнее, к его эволюции.

В статье «Россия, вперед!» модернизация представлена как практически исключительно технологический феномен. Ее социально-экономическая и тем более политическая стороны оставались в тени. В послании 12 ноября 2009 года также фигурировали пять ключевых технологических приоритетов, которые должны проложить дорогу к модернизации. Напрашивалась параллель с пятью приоритетами «Комплексной программы научно-технического прогресса стран — членов СЭВ» из 1985 года, когда главным политическим лозунгом было «ускорение научно-технического прогресса». Недооценка социальной стороны привела к перестройке.

Но в послании-2009 сделан шаг от модернизации технологической к социальной. Вот как оно начиналось: «В ХХI веке нашей стране вновь необходима всесторонняя модернизация. И это будет первый в нашей истории опыт модернизации, основанной на ценностях и институтах демократии. …Вместо архаичного общества, в котором вожди думают и решают за всех, станем обществом умных, свободных и ответственных людей».

По этой логике главные тезисы видеообращения должны быть развиты в послании. И прежде всего самый главный — угроза застоя. Главного виновника застоя нетрудно назвать, выбор невелик. Это точно не Борис Ельцин, при нем было все, но только не стабильность, переходящая в застой, о чем говорит Медведев. И не сам Медведев; дело не в отсутствии культуры самокритики и признания допущенных ошибок на российском политическом олимпе, а в том, что ему достался кризис, а тут опять же не до стабильности, каким знаком ее ни оценивай. Остается Владимир Путин. Президент, допустивший застой, и сегодняшний лидер «Единой России», которая как правящая партия ответственна за зажим оппозиции, в чем Медведев видит один из признаков застоя.

И вот буквально на следующий день Путин обращается к европейской аудитории. Его тема не столько политика, сколько экономика. Тем больше оснований ждать ответов на модернизационные (не путать с медведевскими) вызовы.

Один четкий ответ дан — призыв начать новый интеграционный российско-европейский раунд с отмены для россиян виз при поездках в ЕС. Правда, евроответ не ясен: французский президент Николя Саркози, например, отводит на отмену виз 10—15 лет.

Что же касается экономики, то здесь фундамент интеграции — прежде всего поставки газа. Что предлагает Путин? В интересах «Газпрома» вернуться во вчерашний день. Сегодня российская газовая монополия ведет в Европе тяжелые арьергардные бои под натиском конкуренции поставщиков сжиженного газа. Вот цифры: в сентябре «Газпром» объявил об очередном снижении прогноза экспорта газа по итогам 2010 года — до 140—145 миллиардов кубометров, в 2009 году он экспортировал 142,8 миллиарда кубометров, в 2008-м — 179 миллиардов.

Путин привычно защищает «Газпром». И делает это инновационно, внедряя в политическую практику собственные открытия: «Не хотелось бы, чтобы провалы регулирования в газовой отрасли также привели к новому кризису, на этот раз — энергетическому». Однако налицо не провалы регулирования, а расширение производства сланцевого газа, которое привело к тому, что США из импортера превращаются в экспортера газа. Поставщики сжиженного газа переключаются на Европу, где цены падают, а это как раз фактор преодоления кризиса. «Газпром» же по-прежнему настаивает на долгосрочных контрактах с ценами, игнорирующими спотовый рынок. Тут не до «единого энергетического комплекса Европы», о котором пишет Путин.

Есть в статье и другие инновации. Например, «многолетняя деиндустриализация» Евросоюза, что предлагается исправить промышленной политикой, основанной «на сложении технологических и ресурсных потенциалов России и ЕС». На деле это призыв к переносу отнюдь не самых высокотехнологических производств в Россию. Но главная проблема не в «сложении потенциалов», а в выборе предпринимателей. Канцлеру Германии Ангеле Меркель однажды уже был нанесен ощутимый репутационный ущерб, когда она вместе с Владимиром Путиным безуспешно пыталась вопреки интересам собственника — General Motors — пролоббировать покупку Сбербанком компании Opel. Урок наверняка извлечен. Решающий фактор — оценка российского инвестиционного климата. Барометр — движение капиталов. Председатель ЦБ Сергей Игнатьев 23 ноября обнародовал в Думе статистику: чистый отток капитала за 10 месяцев 2010 года составил $21 млрд. Это гораздо меньше, чем на пике кризиса, но бегство явно обгоняет официальные прогнозы. Еще недавно Минфин исходил из того, что отток в 2010 году «будет стремиться к нулю», а ЦБ ориентировался на $8,4 млрд. В конкурентной борьбе за прямые иностранные инвестиции Россия твердо заняла аутсайдерские позиции.

Что же получается? В развитии экономических связей с ЕС для России модернизационный прожектор так и не включен, есть светлячки вроде Сколкова, да и тот зажег президент. Разве в отсутствие перспектив модернизационного рывка нет вины правительства? Которое за межведомственными раздорами (давать льготы нефтяникам или в интересах борьбы с дефицитом облагать их новым налогом) теряет из виду главную задачу: российской экономике необходим новый двигатель, который заменит выдыхающийся нефтяной. А его по-прежнему нет.

Вот такой диалог президента с премьером о модернизации.

Ты меня одобряешь?..

Вы в целом одобряете или не одобряете деятельность…

Медведева Одобряют 74% Не одобряют 23%

Путина Одобряют 78% Не одобряют 19%

Источник: Левада-центр

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow