СюжетыПолитика

Маленький мальчик нашел ФСБ...

Чекисты учат бороться с терроризмом, доносить и уважать «охрану» — и все это в легком формате мультика

Этот материал вышел в номере № 134 от 29 ноября 2010 г.
Читать
О снятых ФСБ анимационных роликах, в стихах рассказывающих детям, что такое хорошо и что такое плохо, сообщили десятки газет и телеканалов. Якобы сотрудники УФСБ по Волгоградской области выпустили серию мультфильмов об антитеррористической...

О снятых ФСБ анимационных роликах, в стихах рассказывающих детям, что такое хорошо и что такое плохо, сообщили десятки газет и телеканалов. Якобы сотрудники УФСБ по Волгоградской области выпустили серию мультфильмов об антитеррористической безопасности, правилах поведения в экстремальных ситуациях, о том, чего стоит опасаться и чего делать не стоит.

Ролики уже транслируются. Несколько примеров. «Маленький мальчик сумку нашел. Сумка бесхозная — взял и пошел. Сумка потикала и перестала. Мы не покажем, что с мальчиком стало. Мальчик постарше коробку нашел. Вызвал милицию и отошел. Час никого к ней не подпускал. Мальчик хороший — получит медаль!» Еще: «Маленький мальчик шутки любил. В шутку в милицию он позвонил. Голос подделал и номер набрал. «Школа минирована», — он сказал. Мальчик уже не получит мопед, получит за шутки срок до трех лет».

Авторы черпали вдохновение в творчестве Маяковского и в черном юморе «садистских стишков» — фольклоре позднего СССР (все эти «маленький мальчик нашел пулемет, больше в деревне никто не живет», «маленький мальчик нашел ананас, был он похож на немецкий фугас…», «девочка в поле гранату нашла…»). Так ФСБ мобилизует на борьбу с терроризмом детей — пропагандируя доносительство и, например, такую важную гражданскую добродетель, как послушание «охранке». Судите сами — приведу еще два ролика: «Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха: / «Что такое хорошо и что такое плохо?» / «Если мальчик знает дядю, что оружие хранит, / этот мальчик должен сразу маме с папой сообщить. / Папа с мамой знают важный, самый главный телефон: / дядю сразу арестуют, город будет весь спасен». И: «Глупый мальчик на параде / верещал, как в детском саде, / всех пугался и тогда / потерялся навсегда. / Умный мальчик год от года / при скоплении народа / выполняет без обид, / что охрана говорит».

В реальности отнюдь не Волгоградское УФСБ эти перлы сочинило, и эта странная история началась не вчера — она продолжается уже не первый год. Как водится, сомнительные цели достигаются такими же методами. Речь даже не о том, что ирония, страшилки, сдобренные черным юморком, — не самые подходящие приемы для целевой аудитории (а это, по заявлению самих чекистов, дети от пяти лет). Мультфильмы, выданные за свежую продукцию Волгоградского УФСБ, не узнать нельзя: «Новая» о них писала еще пять лет назад (см. «Новую газету» от 10.11.2005): «По местным телеканалам крутят созданные по заказу антитеррористической комиссии дурацкие мультики с сомнительной моралью, где чересчур любопытные или хулиганистые детки погибают».

Те мультики, что крутятся сейчас на Волге, отличаются от мультиков, которые крутили на Енисее в 2005 году, только финальной заставкой: в Красноярске рекламировалась региональная антитеррористическая комиссия, а в Волгограде — телефоны доверия силовых органов. Вместе с тем, как сообщает портал V1.ru, на который в основном и ссылаются федеральные СМИ, описывая волгоградскую «инициативу», «сюжеты мультфильмов — оригинальные, их авторами являются сотрудники, в том числе и оперативные, волгоградского правоохранительного ведомства». «В создании этих мультфильмов не принимал участие ни один профессиональный аниматор — все сделано руками сотрудников ФСБ. Им же принадлежат и идеи, которые легли в основу сценария. Мы не являемся мастерами стихосложения и анимации, но, по-моему, получилось неплохо. Хотя, конечно, главным является то, какую оценку нашему творчеству дадут волгоградцы. Если они одобрят такую форму агитации, креатив с нашей стороны продолжится», — цитирует портал комментарий сотрудника Волгоградского УФСБ. А вот что сообщили агентству «Интерфакс» в пресс-службе УФСБ области: «По примеру коллег из Новосибирска сотрудники волгоградского УФСБ создали около восьми короткометражных мультфильмов, в которых в доступной для детей форме смоделированы экстренные ситуации, требующие соблюдения правил безопасности».

Генеральный продюсер красноярской студии «Город» Павел Стабров, конечно, не смог не узнать своего творения. Он подтвердил, что эти мультики студия произвела в 2005 году по заказу администрации Красноярского края. Поэтому утверждение, что ролики созданы УФСБ по Волгоградской области, неверно. «Налицо нарушение авторского права. Наша студия выиграла краевой тендер на производство антитеррористических мультфильмов, сделала их за 4 месяца, все права на использование нашей продукции мы передали заказчику, но за нами остались неимущественные права, в том числе и право на то, чтобы быть упомянутыми в качестве создателей мультфильмов. Никакой денежной компенсации нам не нужно. Мы всего лишь хотим, чтобы сотрудники ФСБ назвали настоящих авторов этих лент, и ничего больше».

Отстаивать лавры в этом конкретном деле — дело вкуса. Спор об авторстве второстепенен, и не о нем речь. Как и не о художественных особенностях чекистской лирики. Напомню, в 2005 году газету занимал вопрос, далекий от искусства: куда и как израсходованы гигантские бюджетные средства, выделенные под программу «Антитеррор»? На такие вот мультики? В том, 2005 году, ее финансирование резко возросло. Однако данные расходные статьи — закрытые, как и информация о движении антитеррористических средств. На сайте Минфина отражается исполнение бюджетной росписи федерального бюджета относительно федеральных целевых программ. Напротив программы «Антитеррор» в таблице — пустые клетки. Просачиваются, конечно, данные об «открытой части финансирования» этой программы, но судить по ним о «подводной части» — дело бесперспективное. Замечу лишь, что летом 2008 года, когда правительство утвердило федеральную целевую программу «Антитеррор» уже на следующие, 2009 — 2012 годы, Владимир Путин говорил, что на ее реализацию будут выделены десятки миллиардов рублей.

На что они уже потрачены и тратятся? В 2005 году Красноярская краевая антитеррористическая комиссия удостоилась звания одной из лучших в России. По ее заказу лепили мультфильмы, ставили опыты над населением, оставляя сумки с торчащими проводками в автобусах, проводили выставки-ярмарки новейших средств безопасности… И в то же самое время в Красноярске родители в складчину устанавливали в школах тревожные кнопки (хотя вот именно на это были предусмотрены средства в федеральном бюджете), деньги собирались с родителей для того, чтобы посадить в школе охранника: только что был Беслан. Силовые чиновники на конкретные вопросы — где деньги на обеспечение безопасности детей в школах и детсадах (что является государственной функцией), — не отвечали тогда, молчат и сейчас. Они, судя по мультикам, полагают, что борьбой с терроризмом должны озаботиться все, включая детей. Если бороться с терроризмом должны мы все, зачем тогда нужны спецслужбы, которые общество содержит?

Тревожные кнопки и охранники в школах, наверное, нужны, и теперь они стараниями родителей есть повсюду. А вот все, что достается детям от государства бесплатно, вызывает множество вопросов: например, мультики от чекистов. Или пропуска для учеников — где-то это обычные картонки с фотографиями, где-то электронные карты. Не предъявишь — гуляй мимо школы. Придут террористы, как в Беслане, у них не будет пропусков, и дядя Вася на вахте отправит их обратно. Предположим. Но фокус в том, что дети на то и дети, чтобы периодически что-то терять или забывать. И всякий раз на этом основании их отлучают от учебного процесса — до разбирательства. Разворачивают обратно. То есть ребенок отправился в школу и не дошел. Таким образом, мы защищаем, собственно, не детей, а школу — в смысле здание с его партами, с его горшками с геранью, с его директрисой. Раньше точно так же на деньги родителей на школьных окнах устанавливали решетки — пусть дети в пожаре сгорят, зато никто не обворует дорогое учебное заведение.

Красноярский дизайнер Стабров о волгоградских чекистах: «Конечно, обидно! Люди взяли и себе присвоили. Вполне возможно, что кем-то еще раз были получены деньги за изготовление этих роликов. Я не утверждаю этого, но и не исключаю такой вариант». По оценкам творцов социальной рекламы, на повторной продаже мультфильмов можно заработать минимум 300 тысяч рублей. Но это весьма осторожные оценки. Мы же не знаем суммы, заложенные на «высокотехнологичную профилактику терроризма» в госпрограмме.

P.S. Когда верстался номер, пришло сообщение, что волгоградское УФСБ извинилось перед красноярскими аниматорами, а также выразило им благодарность за создание антитеррористических мультфильмов.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow