СюжетыОбщество

Исключение для заключенного

Очередному фигуранту «дела ЮКОСа» отказывают в УДО

Этот материал вышел в номере № 134 от 29 ноября 2010 г.
Читать
На прошлой неделе бывшему замдиректора дирекции внешнего долга ЮКОСа осужденному Владимиру Переверзину, идущему на условно-досрочное освобождение, вчинили второе по счету дисциплинарное взыскание. В 2007 году Переверзин получил один из...

На прошлой неделе бывшему замдиректора дирекции внешнего долга ЮКОСа осужденному Владимиру Переверзину, идущему на условно-досрочное освобождение, вчинили второе по счету дисциплинарное взыскание.

В 2007 году Переверзин получил один из самых жестких приговоров по экономическим делам ЮКОСа — 11 лет строгого режима. В его деле, объединенном вместе с делом Малаховского (получил 12 лет), фигурировали те же эпизоды — хищение и отмывание, что и в деле Ходорковского—Лебедева (последних следствие просто сделало «руководителями ОПГ», отдававшими указания, а Малаховского и Переверзина их «соучастниками»). Но к этому году, благодаря президентским поправкам, внесенным в УПК, срок его наказания сократился до 8,5 года, а вмененные статьи УК перестали быть особо тяжкими. В результате заключенный получил право на УДО и был переведен в колонию общего режима во Владимир — ИК-5. Шел на УДО, и опасаться чего-либо собственно причин не было: слыл образцово-показательным заключенным. Но когда в июне этого года подал ходатайство об УДО, выяснилось вдруг, что на освобождение претендовать не может, поскольку имеет взыскание. Якобы в душевой «нелицеприятно» обругал другого заключенного. С УДО пришлось повременить и обжаловать вынесение взыскания. Для начала адвокаты Переверзина разыскали зэка, которого их подзащитный якобы обругал. Господин М., к тому моменту уже освободившийся, удивился, когда ему сообщили, что у него была стычка с Переверзиным; когда же ему показали якобы его «жалобу» на Переверзина в администрацию колонии — удивился еще больше, отметив, что его почерк даже отдаленно не напоминает тот, которым написана «жалоба». Тоже самое бывший зэк М. повторил на заседании в Октябрьском райсуде 17 ноября, где адвокаты Переверзина пытались отменить взыскание.

— От присутствующего на заседании представителя колонии никакой реакции на это признание не последовало. Он вообще ни одного вопроса не задал, — рассказал «Новой» адвокат Переверзина Алексей Дудник.

Что касается суда, то свое решение по делу о возможном подлоге он еще не вынес: следующее заседание пройдет 7 декабря, зато свое «решение» уже поспешила вынести администрация колонии. После признаний бывшего заключенного Переверзину в 20-х числах ноября объявили новое взыскание. На этот раз — за «опоздание» на построение отряда после дежурства по кухне.

— Владимир Иванович зачислен в бригаду из семерых посудомойщиков, — рассказывает адвокат. — 14 ноября дневальный забежал на кухню, сообщил о вечерней проверке в 16.00. Оставалось несколько минут. Бригада ничего не подозревала. А в это время весь отряд уже построился на плацу… Эта искусственно созданная ситуация, на мой взгляд, ставила две цели: вызвать недовольство бригады, заодно пострадавшей с Переверзиным. Ведь им всем тоже вчинили взыскания. К чему это недовольство может привести, можно только догадаться… Ну и еще хотели наверняка отомстить за обжалование первого взыскания. Начальник колонии Никифоров лично требовал от меня отозвать взыскание. Сказал, если не отзовем, он Переверзину еще пять взысканий вчинит. Слово держит… Никифорова еще, видимо, раздражает то, что мы постоянно говорим о нарушениях у него в колонии. Например, Переверзин должен содержаться в камерах с вновь прибывшими осужденными. По закону — статья 80 УИК. В то время как его содержат со старыми зэками-рецидивистами. Что само по себе наводит на мысли, для чего это нужно… Еще посудомоечную бригаду, в которую зачислили Переверзина, заставляют работать по 22 часа в сутки. Я не утрирую. У него дежурство на кухне начинается в 4 часа утра — чистит картошку к завтраку, с часу дня и до 22 часов вечера моет посуду. Один час на обед. Итого получается 18 часов, притом что в трудовом законодательство написано про 8-часовой рабочий день…

И мы, защитники, и Переверзин придерживаемся той точки зрения, что такое прессование во многом связано с тем, что он фигурант того политического дела в отношении Ходорковского. Кстати, когда он только поступил в колонию, ее начальник господин Никифоров мне прямо сказал: «Для вашего ничего делать не буду, потому что он на виду…»

Впрочем, не исключено, что Переверзин и сам подлил масла в огонь, летом этого года выступив в качестве свидетеля на процессе в Хамовническом суде, где заявил, что следователи предлагали ему дать ложные показания на Ходорковского и Лебедева в обмен на условный срок. «Мне предлагалось сказать, что я их знаю и получал от них всякого рода незаконные указания… Хотя тут на суде я их в первый раз в жизни вижу…»

Поговорить с начальником колонии Никифоровым «Новой» не удалось: он не берет трубку, а телефоны его замов странным образом постоянно заняты.

— Если в отношении юкосовцев и есть какие-то особые правила, то только хорошие, смягченные, — заявил «Новой» начальник пресс-службы УФСИН РФ по Владимирской области подполковник внутренней службы Сергей Логинов. — Они же грамотные все и знают свои права. Зачем нарываться-то?.. Да мы так относимся ко всем заключенным, без исключения.

Впрочем, Логинов удивился, услышав о 18-часовом рабочем дне в ИК-5. И заверил, что в настоящее время ведется проверка указанных в СМИ фактов, в том числе и вокруг ситуации с препятствованием Переверзину в УДО.

— Проверяем и перепроверяем. Потом все скажем, чтобы не было домыслов. Ждите.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow