СюжетыОбщество

Правительство включает стоп-сигналы

8000 автошкол России готовятся кто к банкротству, кто к повышению цен на обучение

Этот материал вышел в номере № 134 от 29 ноября 2010 г.
Читать
Передо мной лежит письмо на бланке Федерации объединений автомобильных школ (ФОАШ), подписанное ее президентом г-ном Сечко И.П., с первой фразой: «Уважаемый Владимир Владимирович!» Это — вопль SOS! в ответ на постановление Правительства РФ...

Передо мной лежит письмо на бланке Федерации объединений автомобильных школ (ФОАШ), подписанное ее президентом г-ном Сечко И.П., с первой фразой: «Уважаемый Владимир Владимирович!» Это — вопль SOS! в ответ на постановление Правительства РФ № 1174-р от 15 июля этого года, подписанное Владимиром Путиным. Постановление, которое, по мнению ФОАШ (цитирую): «…возлагает на автошколы невыполнимые задачи, что приведет к разрушению системы обучению вождения».

Что же это за распоряжение такое? Что же это за такое вредное правительство, которое то Лесной кодекс утвердит, после которого страна горит, то такие требования к автошколам, что они вынуждены массово закрываться, не сумев обновить лицензию? Кому и зачем это надо? Для улучшения обучения будущих водителей?..

Цитирую дальше:

«Предполагается, что автошколы должны построить компьютерные классы и автоматизированные автодромы, оборудовать автомобили средствами видеоконтроля процесса проведения экзамена. Если автошкола сможет затратить миллионы рублей на свое оснащение, то она получит аккредитацию при ГИБДД, которая сможет использовать эту базу для повышения качества государственных услуг».

Автошколы начиная со следующего года обязаны иметь автодромы, где был бы железнодорожный переезд с семафорами и шлагбаумами, перекресток со светофорами, участки дороги с тротуарами, обочиной и дорожными знаками. И, кроме того, автошколы обязаны иметь компьютерное оборудование для проведения психофизиологических тестов будущих водителей, средства видеоконтроля. С ноября этого года ввели в программу обучения предмет «Первая помощь», для экзамена по которому необходимо иметь дорогостоящее оборудование, в том числе и манекены.

Все это — многие миллионы рублей. Которые лягут на автошколы, а если точнее — на обучающихся в них. Стоимость обучения и так уже постоянно растет. А количество автошкол уже стремительно уменьшается.

Наш «Автоликбез» в «НГ» часто поднимал тему качества обучения автошкол. Мы много и за дело ругали наши автошколы, говорили о том, что выпускают они в большинстве не водителей, а полуфабрикат, что автошколы посредничают при получении прав между будущими водителями и ГИБДД, собирают мзду для инспекторов и т.д.

И что только не предлагалось для искоренения коррупции в этом деле и повышения качества обучения: и та же самая видеофиксация экзаменов теории и вождения, и присутствие на этих экзаменах общественности…

Представьте себе, что наши инспекторы ГИБДД стали бы принимать экзамен по вождению не в течение десяти, пятнадцати минут, как они сейчас принимают, а как, скажем, полицейские Евросоюза — час-полтора минимум. Причем в экзамен входила бы, как в Евросоюзе, и ночная езда, и езда по городу, и езда по шоссе — под оком видеорегистратора, естественно.

И как вы думаете, если бы у нас была такая высокая планка приема водительского экзамена в ГИБДД, — разве автошколы, как коммерческие организации, не были бы вынуждены поднять и свои планки качества обучения?

Однозначно — были бы вынуждены. Так в чем же дело?

А дело в том, что у нашей ГИБДД нет ни людских достаточных профессиональных ресурсов, ни материальных для того, чтобы экзамен по вождению автомобиля сделать действительно настоящим экзаменом, а не халтурой, каковой он сейчас является.

А главное — нет желания. Более того, распоряжение 1174-р — продукт в том числе и нашей доблестной ГИБДД.

Милиция наша и так стоит перед необходимостью сокращения, а тут — надо увеличивать штат, ведь в России каждый год получают права около 3 миллионов человек.

Конечно, несовместимые явления для тех, кому не снятся по ночам эти наши почти 30 тысяч убитых на дорогах и 200 тысяч покалеченных.

Если правительство никак не отреагирует на письмо Федерации объединений автомобильных школ и не скорректирует свое распоряжение, то уже в следующем году надо ждать резкого повышения стоимости обучения в автошколах. Эксперты предсказывают: в два — два с половиной раза.

Так что же — нет выхода из этой проблемы?

Есть. Руководитель образовательного учреждения «Дилижанс» Павел Федоров считает, что «для того, чтобы на наших дорогах после окончания автокурсов появлялись полноправные и подготовленные участники дорожного движения, необходимо:

— создать стандарт подготовки водителей, в котором четко должно быть указано, чему кандидат в водители должен научиться в автошколе;

— наконец-то утвердить не примерную программу подготовки, как она называется сейчас, а единую для всех, в которой обязательно должен учитываться индивидуальный подход к учащемуся;

— разрешить учебное вождение лицам, получившим первоначальные навыки вождения, по всем дорогам без исключения — естественно, на оборудованном автомобиле с инструктором;

— передать контроль за обучением в автошколах в одну организацию — на сегодняшний день это ГАИ, Минобр, Минтранс, и зачастую их требования между собой не стыкуются;

— пересмотреть требования к экзаменам в ГИБДД — увеличить время на ученика в реальных городских условиях;

— изменить систему подготовки и переподготовки преподавательского состава, а также его аттестацию — на курсах должно больше уделяться внимания вопросам педагогики и преподавания, изучения различных методик преподавания и по окончании выдаваться помимо свидетельства еще и лицензия или сертификат, дающие право занятия преподавательской деятельностью;

— отменить все нововведения по превращению учебных площадок в автодромы. Площадки нужны для первоначальных навыков вождения, начального маневрирования;

— оставить на экзамене в ГИБДД только два этапа: ПДД и вождение в городе в реальных дорожных условиях. Площадку отменить, ее обучающиеся проходят на курсах;

— создать рабочую группу для принятия нормативных документов для автошкол, в которую бы вошли ведущие специалисты Федерации автомобильных школ России, отраслевых НИИ и профильных высших учебных заведений в области безопасности дорожного движения;

— и самое главное: до тех пор, пока в ГИБДД при приеме экзаменов будут оставаться условия для коррупции, никакие меры не приведут к положительным результатам, — на дорогах будет масса «полуфабрикатов», рискующих своей и чужой жизнью».

Это то, что, с точки зрения профессионалов обучения вождению автомобиля, надо сделать для того, чтобы курсы выпускали нормальных водителей, а не полуфабрикат.

И еще. В Москве около 300 школ и курсов вождения. В любом городе их десятки. По стране — 8 тысяч. Даже если несколько школ сольются в одну для решения неподъемных финансовых задач, то проблема выделения земель под автодромы — все равно не решаемая для любого города. О таких мегаполисах, как Москва, Питер, Нижний Новгород, вообще не стоит и говорить.

Возникает подозрение, что это невыполнимое для большинства автошкол распоряжение правительства выпущено не столько для улучшения подготовки водителей, сколько для передела собственности, перехода прибыльного бизнеса под чье-то мощное административное и финансовое крыло. Но под чье бы крыло нынешняя система обучения вождению ни перешла, оплачивать постановление Правительства РФ № 1174-р придется миллионам будущих водителей.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow