СюжетыОбщество

Экипаж включил инстинкты

Расследование крушения Ту-154 в Домодедове отмело отдельные версии причин катастрофы

Этот материал вышел в номере № 138 от 8 декабря 2010 г.
Читать
Следственный комитет и Межгосударственный авиационный комитет (МАК) начали расследование крушения Ту-154 «Авиалиний Дагестана», разбившегося в Домодедово 4 декабря. Напомним: самолет Ту-154, летевший рейсом Москва—Махачкала, совершил...

Следственный комитет и Межгосударственный авиационный комитет (МАК) начали расследование крушения Ту-154 «Авиалиний Дагестана», разбившегося в Домодедово 4 декабря.

Напомним: самолет Ту-154, летевший рейсом Москва—Махачкала, совершил аварийную посадку в аэропорту «Домодедово», выкатился на 400 метров за пределы полосы и развалился на части. Два пассажира погибли — 80-летняя Роза Гаджиева, мать члена Конституционного суда Дагестана, и 49-летний Гаджимурад Магомедов, брат президента республики. Еще 87 человек, включая членов экипажа, получили травмы.

Ту-154 садился с неработающими двигателями. Первая информация, объявленная МАК: колебания в подаче топлива всех трех двигателей самолета начались на высоте около 6500 метров. На 9 тысячах метров выключились первый и третий двигатели (расположенные по бокам самолета), экипаж начал снижаться, готовясь к вынужденной посадке. Ближе к земле второй двигатель вновь начал работать нормально — и так вплоть до приземления. Причины отключения двигателей пока не известны.

Следственный комитет рассматривал среди версий крушения техническую неисправность, ошибку экипажа и некачественное топливо. Версия, связанная с некачественным топливом, отпала первой: сразу после аварии во Внуково, откуда вылетал самолет, были опечатаны емкости с керосином, специалисты топливной лаборатории ГосНИИ гражданской авиации взяли пробу топлива, но уже в понедельник вечером транспортное управление СКП разрешило распечатать емкости с керосином и использовать его для заправки других самолетов.

Все эксперты сходятся на том, что двигатели Ту-154 отключились из-за проблем с подачей топлива. Возможно, из-за обрыва трубопровода, возможно — из-за того, что топливо не содержало жидкости «И» — присадки, которая препятствует замерзанию воды в керосине. Одна из основных версий была связана с тем, что экипаж не подключил электрические центробежные насосы подкачки топлива к двигателям. «Это технически невозможно, — уверен гендиректор «Авиалиний Дагестана» Мирза Омариев. — В Ту-154 модификации «М» стоит система блокировки двигателей при выключенных насосах. Если бы они были отключены, самолет бы не взлетел».

Все эксперты отмечают хорошую работу экипажа Ту-154. «Самолет поднялся и садился с весом около 100 тонн, — говорит заслуженный пилот СССР, президент Фонда развития инфраструктуры воздушного транспорта «Партнер гражданской авиации» Олег Смирнов. — При этом его максимальная посадочная масса — 80 тонн, посадить его даже с работающими двигателями было бы очень сложно. Приборы практически не работали, заходить на полосу экипажу пришлось на инстинкте и опыте. Тем не менее самолет не упал, а сел. Аварийная посадка закончилась минимальными возможными потерями».

«Это очень профессиональная работа, — согласен Омариев. — По месту посадки самолета видно: еще 3 метра — в живых никого бы не осталось».

По словам Омариева, самолет вылетал из Внукова полностью исправным. Он был выпущен в 1992 году с ресурсом, рассчитанным на 45 лет, в 2009 году прошел комплексный ремонт. Тем не менее сразу после аварии эксперты и журналисты привычно обрушились на самолеты Ту-154, якобы устаревшие морально и физически, призывая наконец запретить их полеты. При этом в самой Махачкале объясняют: заменить их невозможно.

«Мы бы рады купить «Боинги» или какие-то еще современные самолеты, но использовать их не сможем, — объясняет помощник гендиректора аэропорта Махачкалы Иосиф Лихтман. — Мы имеем право принимать Як-42, Ил-76 и «тушки». Чтобы использовать «Боинги», нужно отремонтировать взлетную полосу. Заниматься этим должно ФГУП «Администрация гражданских аэропортов», а у него нет на это средств».

P.S. «Новая газета» выражает искренние соболезнования родственникам погибших в авиакатастрофе.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow