СюжетыОбщество

Долг столицы

Открытое письмо мэру Москвы С.С. Собянину

Этот материал вышел в номере Cпецвыпуск «Правда ГУЛАГа» от 10.12.2010 №22 (43)
Читать
Уважаемый Сергей Семенович! Среди тех проблем, которые Вам придется решать на посту мэра Москвы, есть и целый ряд вопросов, связанных с положением реабилитированных жертв политических репрессий и с проблемами увековечения памяти жертв...

Уважаемый Сергей Семенович!

Среди тех проблем, которые Вам придется решать на посту мэра Москвы, есть и целый ряд вопросов, связанных с положением реабилитированных жертв политических репрессий и с проблемами увековечения памяти жертв государственного террора.

О важности и государственном значении памяти о тяжелейшей национальной трагедии не раз говорили Д.А. Медведев и В.В. Путин. Совсем недавно в школьную программу включен «Архипелаг ГУЛАГ» А.И. Солженицына. Но одновременно с этим бывшие узники ГУЛАГа и дети расстрелянных и погибших в лагерях все время сталкиваются с трудностями, несправедливостями, постоянно вынуждены отстаивать свои права.

Сегодня в Москве проживает около 25 тысяч реабилитированных — почти все они люди весьма преклонного возраста.

После принятия Закона №122 (о «монетизации» льгот) обязанности по социальной поддержке этой категории были отнесены к ведению субъектов РФ. Это непродуманное и несправедливое решение (репрессии организовывало высшее руководство СССР, а не руководители регионов) привело к тому, что во многих регионах положение реабилитированных заметно ухудшилось.

Московское правительство постаралось сохранить уровень обеспечения реабилитированных. Однако уже давно выявилось существенное несовершенство как самого московского законодательства в этом вопросе, так и практики его применения. К сожалению, усилия общественности даже при деятельной поддержке Межведомственной комиссии правительства Москвы по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий до сих пор не смогли исправить ситуацию.

Большинство реабилитированных в силу возраста и перенесенных тягот сегодня являются инвалидами. Но московский закон не предусматривает возможности денежных выплат реабилитированным, если они получают выплаты как инвалиды. С нашей точки зрения, это неправомерно, так как выплаты реабилитированным — это не милостыня и не жест доброй воли со стороны государственных органов, а форма компенсации, выплачиваемой за совершенные государством преступления против этих людей. Мы убеждены, что эта компенсация должна предоставляться независимо от всех прочих выплат.

Но есть и вовсе вопиющий пример систематического неисполнения московского закона, согласно которому реабилитированные лица имеют право на бесплатный проезд в любую точку страны (туда и обратно) один раз в году. Это право было предусмотрено изначально и Федеральным законом «О реабилитации жертв политических репрессий». В силу возраста и состояния здоровья лишь немногие из реабилитированных пользовались этим правом — чтобы съездить на могилы близких, на родину предков или к местам, где они или их родственники были в заключении. Но московские чиновники считают, что это право совпадает с предоставляемой инвалидам возможностью бесплатного проезда к месту лечения. Эти незаконные попытки копеечной экономии наносят пожилым людям моральную травму — в дополнение к тому, что они уже пережили при советской власти.

Мы просим Вас внести в Городскую думу закон, исправляющий указанные недостатки. Уровень компенсационных выплат реабилитированным гражданам должен соответствовать сегодняшним возможностям экономики Москвы, и эти выплаты должны осуществляться независимо от любых других выплат из московского или федерального бюджетов.

Мы просим Вас также обратить серьезное внимание и на проблемы, связанные с увековечением памяти жертв.

На сегодня в Москве (при поддержке Межведомственной комиссии правительства Москвы по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий) издано несколько Книг Памяти жертв политических репрессий, однако в них включены только расстрелянные в Москве, и то не все; имена же узников ГУЛАГа еще ждут издания. Многие регионы продвинулись в этой работе значительно дальше. Мы убеждены, что необходимо интенсифицировать издание Книг Памяти: создать редакционный совет, в который вошли бы представители государственных служб, ведомств и архивов, а также общественных организаций, занимающихся изучением истории репрессий, и предусмотреть финансирование подготовки и издания Книг Памяти.

Важным вопросом является также обустройство мест массового захоронения казненных. На сегодня работы по благоустройству проведены только в Бутове; в «Коммунарке» за пять лет обсуждений не решен ни один вопрос. Мы считаем необходимым, в качестве первоочередной меры, провести в «Коммунарке» исследования для обозначения границ захоронений и последующего создания мемориальной зоны.

Мы считаем чрезвычайно важным как можно скорее приступить к созданию на Бутовском полигоне, в «Коммунарке», на Донском и Ваганьковском кладбищах монументов с перечислением имен всех захороненных там безвинно казненных. Эти требования постоянно высказывают дети расстрелянных.

Но имена репрессированных должны быть увековечены не только на местах захоронений, но и там, где жили наши выдающиеся соотечественники, ставшие жертвами репрессий. До сих пор в Москве, несмотря на неоднократные обращения общественности, не установлены мемориальные доски всемирно признанным писателям И. Бабелю, В. Шаламову, Ю. Домбровскому, борцу за права человека генералу П. Григоренко и ряду других людей, составляющих славу нашего Отечества. Просим Вас внести в соответствующие комиссии правительства Москвы и Городской думы предложение проработать этот вопрос.

До сих пор остается неясной судьба бывшего дома Военной коллегии Верховного суда СССР (Никольская ул., д. 23).

Военная коллегия была центральным узлом механизма репрессий, одним из главных исполнителей решений Сталина и его подручных в период Большого террора 1937—1938 годов.

Среди приговоренных Военной коллегией к расстрелу (только в Москве): писатели И.Э. Бабель и Б.А. Пильняк, режиссер В.Э. Мейерхольд, маршалы М.Н. Тухачевский и А.И. Егоров, маршал авиации С.А. Худяков; крупнейшие ученые Н.Д. Кондратьев, Е.Д. Поливанов и Р.Л. Самойлович; полный состав правительства Монголии, более 40 союзных и республиканских наркомов, члены Политбюро, более 100 командармов, комкоров, комбригов, более 300 директоров ведущих предприятий… Здесь были приговорены к расстрелу родители М. Плисецкой, О. Аросевой, А. Збруева и многих других наших знаменитых соотечественников.

Всего Военной коллегией (по ее собственным отчетам) только за период с 1 октября 1936 года по 30 ноября 1938-го осуждено к расстрелу 31 456 человек (в том числе 7408 в Москве), к лишению свободы — 6857.

Мы убеждены, что в этом здании должен быть создан музей.

Такой музей может стать важнейшим элементом (в административном отношении — филиалом) более масштабного проекта — создания Общенационального мемориально-музейного комплекса (ОММК) в городе Москве. ОММК должен стать комплексом мирового уровня с точки зрения архитектурно-планировочного решения, современной, в том числе мультимедийной инфраструктуры, просветительской и научной составляющей своей деятельности. Обращение с призывом о создании ОММК к руководству страны было направлено группой общественных деятелей и деятелей культуры в июне 2008 года (опубликовано в «Новой газете» 5 июня 2008 г.).

Мы просим Вас поддержать уже давно обсуждаемую идею о выделении под создание основных объектов участка земли в черте города Москвы — на берегу канала Москва-Волга (территория бывшего Дмитлага).

Конечно, создание ОММК — это прежде всего задача федеральной власти. Но без Вашей помощи и Вашего деятельного участия ей в таком громадном деле не обойтись. Только совместными усилиями московских и федеральных властей и только при объединении государственных и общественных сил может быть создан комплекс мирового уровня, который продемонстрирует не только уважение к памяти жертв, но и приверженность современной России общечеловеческим ценностям, идеалам свободы и права.

Уважаемый Сергей Семенович!

Многие из перечисленных вопросов обсуждались на Межведомственной комиссии правительства Москвы, и по многим из них подготовлены предложения как самой комиссии, так и представленных в ее составе общественных организаций.

Но комиссия — орган совещательный, и без соответствующих Ваших распоряжений ни один вопрос не может быть решен.

Поэтому просим Вас обратить внимание на изложенные проблемы.

По поручению правлений Московского и Международного обществ «Мемориал»

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow