СюжетыОбщество

Чиребон

У берегов Индонезии в Яванском море завершилась самая масштабная за последнее двадцатилетие экспедиция по поиску сокровищ затонувших кораблей, организаторами которой стали россиянин Александр Леухин и бельгиец Люк Хейман

Этот материал вышел в номере № 139 от 10 декабря 2010 г.
Читать
Охота за сокровищами на дне Мирового океана не прекращается ни на один день многие десятилетия. Сегодня это целая индустрия, балансирующая на грани дозволенного, — более 90% кладоискателей занимаются этим нелегально, без уведомления...

Охота за сокровищами на дне Мирового океана не прекращается ни на один день многие десятилетия. Сегодня это целая индустрия, балансирующая на грани дозволенного, — более 90% кладоискателей занимаются этим нелегально, без уведомления властей тех стран, в чьих территориальных водах идут поиски. Только в Индонезии за последние годы в местных тюрьмах оказались десятки «черных дайверов», пытавшихся разграбить затонувшие суда. А таковых в прибрежных водах Индонезии должно быть немало — здесь в древности проходили маршруты активной торговли и мореплавания.

Найти затонувший корабль — большая удача, обнаружить на нем нетронутый груз — удача вдвойне, а уж получить официальное разрешение на поднятие клада — грандиозный успех. Для этого нужно одобрение не только созданного специально для таких случаев индонезийского Национального комитета по спасению и использованию ценных предметов с затонувших кораблей, но и разрешительные резолюции 15 различных государственных ведомств. Бюрократическая машина работает неспешно, и на получение разрешений уходят месяцы, а то и годы. Все это россиянин А. Леухин и бельгиец Л. Хейман знали, но не предполагали, что организация первой в истории Индонезии легальной экспедиции иностранцев на затонувший корабль потребует столько сил и времени.

Началось все с того, что к профессиональному дайверу Люку Хейману, известному в Юго-Восточной Азии исследователю подводных глубин, обратился индонезийский рыбак, в сети которого попался древний фарфоровый сосуд. Специалисты подтвердили — это китайский фарфор Х века. При пробном погружении в указанном рыбаком месте был обнаружен не просто клад — залежи сокровищ! И тогда русский и бельгиец начали восхождение на разрешительную пирамиду местной бюрократии. Причем без особой надежды на успех. Но русскому к чиновничьим капризам не привыкать, а бельгиец слишком долго прожил в Юго-Восточной Азии и знал тайные струны бюрократических душ… Разрешение было получено в рекордные для Индонезии сроки (за 6 месяцев).

Экспедиция продолжалась более полутора лет. На специально оборудованном корабле, вставшем на якоре в 120 милях от берега в Яванском море, 75 человек днем и ночью отвоевывали у времени его сокровища. 20 опытных дайверов за 18 месяцев совершили 22 000 погружений на глубину 60 метров, где находился китайский торговый корабль, затонувший тысячу лет назад. Среди деревянных останков погибшего корабля, под толстым слоем песка десять веков лежали ценнейшие для сегодняшнего дня предметы — китайский фарфор Х века, золотые украшения, бронзовые статуи и зеркала, драгоценные камни и изделия из стекла. Всего на поверхность были подняты 271 000 предметов и все — в превосходном состоянии! Такая точность при подсчете сокровищ объясняется тем, что на борту экспедиционного судна постоянно находились представители правительства Индонезии, которые скрупулезно описывали каждый предмет, поднятый со дна. Когда стали очевидны масштабы и ценность клада, на борт для охраны прибыли вооруженные солдаты индонезийской армии — для защиты от пиратов и лихих «черных дайверов».

После завершения экспедиции все предметы были переправлены на берег и в течение 4 месяцев содержались в проточной пресной воде — отмывались от солей. Известие об уникальной находке быстро распространилось по миру, и в Джакарту стали съезжаться специалисты по древней истории из Великобритании, Китая, США: пишется уже не одна диссертация на основе изучения «Клада Чиребона» — так назвали находку по имени ближайшего к месту обнаружения корабля индонезийского городка. Клад оказался интернациональным — здесь есть предметы из Египта, Сирии, Индии, Шри-Ланки и Таиланда. Благодаря найденным предметам, изготовленным на Арабском Востоке, ученые уже пересматривают сроки проникновения ислама в Индонезию — а это уже действительно открытие мировой значимости.

Сейчас «Клад Чиребона» хранится на окраине Джакарты, под огромную коллекцию выделены помещения бывших конюшен. Днем и ночью — армейская вооруженная охрана. Это и понятно — коллекция оценена в 80 миллионов долларов. Серьезный интерес к покупке всей коллекции проявил Китай. В музеях каких стран найдет пристанище «Клад Чиребона», станет известно до конца года, после аукциона, который состоится в столице Индонезии. А русский и бельгиец снова отправились на поиски затонувших кораблей — на сей раз на Филиппинах…

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow