СюжетыПолитика

Меняем «Охта-центр» на Химкинский лес

Этот материал вышел в номере № 140 от 13 декабря 2010 г.
Читать
Завтра, во вторник, правительственная комиссия под руководством вице-премьера Сергея Иванова еще раз заслушает все аргументы за и против строительства трассы по маршруту, который спровоцировал возмущение общественности, и по...

Завтра, во вторник, правительственная комиссия под руководством вице-премьера Сергея Иванова еще раз заслушает все аргументы за и против строительства трассы по маршруту, который спровоцировал возмущение общественности, и по альтернативному маршруту через Молжаниново. Очень высока степень вероятности того, что будет принят первый вариант. Источники на Старой площади говорят, что президент согласится с решением комиссии — ей делегированы полномочия по вынесению окончательного «вердикта».

У этого решения есть несколько составляющих.

Технико-экономическая составляющая проведенной проверки сводится к тому, что проект строительства дороги по первому маршруту соответствует закону и международным нормам — иначе бы щепетильные французские концессионеры не приняли участия в строительстве. Наличие экологических проблем властью признано, но считается, что, во-первых, можно снизить ущерб благодаря тому, что вокруг дороги запретят строительство инфраструктуры. Сама она будет «закована» в шумозащитные экраны. Во-вторых, выбор молжаниновского варианта приведет к серьезным проблемам с концессионерами и задержит строительство дороги на три-четыре года. Что, в свою очередь, в силу перегруженности Ленинградского шоссе тоже ухудшит местную экологию. Молжаниновский вариант имеет тот недостаток, что нужно сносить частные деревенские дома, и это может спровоцировать волну протестов владельцев этих домов. Правда, как признают на Старой площади, молжаниновский вариант был бы, безусловно, лучше, если бы в 2003—2004 годах, когда проектировалась трасса, московское правительство не запретило строительство на землях компании «Интеко», подготовленных под гольф-поля. Отныне, после общественных слушаний, обещают в администрации, будет изменена нормативная база строительства дорог, и все вопросы будут сниматься еще до утверждения проекта с помощью жесткой экспертизы: впереди, на минуточку, конфликтное строительство дороги через Жуковский лес.

Общественно-политическая составляющая проблемы не менее тяжелая. Протесты в случае принятия решения в пользу «путинской» трассы неизбежны. Отказ от молжаниновского варианта несет в себе риск издержек для президента — демократическая общественность может быть разочарована, и никакие рациональные аргументы здесь не сработают. Сыграла свою роль и заинтересованность в первом варианте дороги серьезных людей в правительстве и близких к ним лиц. Побороть этот фактор непросто.

Есть и морально-этическая составляющая. Она самая щепетильная. Когда Ирина Ясина в своем блоге предположила, что сил бороться уже нет и с «просекой» нужно смириться, то получила в ответ от «демократической» общественности такой град обвинений и хамства, что появились сомнения в возможности вообще какого-либо диалога: «Меня обвинили в том, что мое высказывание проплачено Кремлем… Предполагали, что я акционер Шереметьева. Утверждали, что я присоединилась к стану гонителей Ходорковского… Или вы считаете, что только те правы, кто с вами согласен?» Мы обвиняем власть в неспособности вести диалог и в глухоте. Но то же самое, оказывается, можем адресовать и самим себе…

Итак, что в сухом остатке? «Охта-центр», по сути, разменян на Химкинский лес. В одном случае, перенеся место строительства «газоскреба», власть уступила общественности, во втором — пытается убедить ее в том, что первый вариант строительства правильный. Неким бонусом гражданскому обществу можно считать отмену приговора в отношении редактора «Химкинской правды» Михаила Бекетова и, судя по всему, почти предрешенную отставку мэра Химок Владимира Стрельченко.

Счет, можно сказать, ничейный. В этой ситуации трудно отличить «пораженье от победы»…

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow