Сюжеты

Мы закодировались!

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 140 от 13 декабря 2010 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Юлия БалашоваБильд-редактор Novayagazeta.Ru

 

Перед вами — QR-code — хитрая штучка, позволяющая получать информацию иначе, чем мы привыкли. Такой код можно найти в корейских и голландских газетах, на японских кладбищах, в американских музеях и английских витринах, на банках с...

Перед вами — QR-code — хитрая штучка, позволяющая получать информацию иначе, чем мы привыкли. Такой код можно найти в корейских и голландских газетах, на японских кладбищах, в американских музеях и английских витринах, на банках с газировкой, футболках, кружках, визитках, на стриженных затылках в виде тату… А с сегодняшнего дня — и в «Новой газете». Мы попросили наших друзей рассказать свой любимый политический анекдот. И закодировали его, чтобы напрасно не возбуждались всякие там отделы «К» и центры «Э».

Конкретная абстракция

Что же такое qr-код? Как читать его и как использовать в офлайне? Qr-code — это двухмерное изображение (2D), в котором зашифрована информация. Его еще называют матричным кодом. Для простоты слово «qr-code» чаще произносят как «баркод».

Чтобы легче было представить — начнем с «динозавров». Папа баркода — давно известный магазинный штрихкод. Его еще используют в логистике, банковских операциях и т.п. Это он экономит наше время в супермаркетах. Кассир подносит упаковку со штрихкодом к специальному считывающему устройству, раздается писк, и вся зашифрованная информация мгновенно отображается на экране компьютера или кассового аппарата. С баркодом — та же история: есть код и есть считывающее устройство, которое преобразует закорючки в слова и фразы. Но в отличие от штрихкода, состоящего из черных полосок, qr-код — это информация в двух измерениях: она записана по горизонтали и по вертикали. Благодаря этому можно зашифровать гораздо больше данных, чем в штрихкоде. Еще один плюс — к этим данным автоматически добавляется информация о восстановлении кода. То есть если частично повредить картинку — код все равно будет читаться.

Для преобразования баркода в информацию раньше нужно было иметь специальные «ридеры» — наподобие тех, что пикают в магазинах. Однако стихийное внедрение кодов в повседневный мир заставило разработчиков все серьезно упростить. Сегодня можно читать «шифровки» при помощи мобильного телефона.

У нас

Это был митинг в Новосибирске, общеантипутинский, 17 октября 2010 года. Художник Артем Лоскутов и его девушка тогда вышли с белыми листами бумаги. На листах — (как многие подумали) изображение вроде квадрата Малевича, только в дырочку. Что необычного? Лоскутов — творческий, автор «монстрации». На самом деле это и был обычный qr-код.

В этом квадрате был зашифрован лозунг. Если перевести на «простой русский язык», получается не для печатной версии. Пойми тогда местные правоохранители, что Лоскутов имел в виду, они мигом запихнули бы его в автозак, а плакат порвали.

«Мы высказались на волнующую тогда тему «Никиты-1%», — рассказал Артем. — На месте код смогли прочитать ребята, у кого была «читалка» на мобильном, но в целом это было сделано только для фотки, конечно. Я повесил снимок в Сеть, если его увеличить — можно расшифровать код при помощи телефона. История qr-кодов не очень развита в России, но она проникнет в нашу жизнь неизбежно. Татуировки, майки видел с таким кодом, сам планировал сделать выставочную серию про qr-экстремистов, про цензуру, про конкретную абстракцию».

Закодировать можно текст до 130 знаков, гиперссылку, контактные данные. Коды хорошо читаются. Их можно напечатать на бумаге, на обертке, они отлично распознаются с экрана компьютера, с фотографии, с граффити-рисунков или тату. При этом не требуется камера с большим числом пикселей. Однако расшифровка данных будет происходить быстрее, если код хорошо пропечатан и хорошо освещен. Тогда «мобильный сканер» справится с головоломкой всего за несколько секунд.

Уроки чтения

Как научить свой телефон понимать коды? Нужно установить на него программу (их полно в интернете), способную распознавать qr и другую подобную информацию. Например, QuickMark, бесплатное приложение для мобильных телефонов (iPhone, Motorola, Samsung, Nokia, Sony Ericsson и др). Мы проверили: коды читаются.

Еще советуем: для iPhone разработано первое русскоязычное приложение LiveReader (от компании «Живые коды», http://www.livereader.ru), приложение бесплатное. Есть также неплохие приложения, правда, на английском — i-nigma (http://i-nigma.com/i-nigmahp.html) и Kaywa Reader  (http://reader.kaywa.com/).

«Шпионские штучки» скоро будут доступны почти для всех моделей телефона — производители «читалок» взяли штурмом кабинеты мобильных компаний.

Так, «Живые коды» обещают внедрить технологию по всей стране и уже трудятся над созданием собственной платформы для генерации кодов.

Коды в моду

Пользователи Рунета влюбились в баркоды еще два года назад. У них есть свое сообщество — http://community.livejournal.com/ru_infolust/, где они обмениваются опытом и делятся кодоновостями. Последняя мода — игра в стиле «дозор». Действие проходит в городе, участники идут по маршруту, ориентируясь по меткам в виде баркодов, нанесенных на асфальте. В них шифруются задачи и головоломки, которые надо решить, чтобы продвигаться дальше. Не так давно из игры родилось движение Semapedia — это Википедия вокруг нас. Цель — связать виртуальный мир с миром реальных предметов, дать гиперссылки офлайн. До сих пор предметы не были опутаны Паутиной. Скажем, чтобы узнать информацию о конкретной улице, здании и пр., нужно было воспользоваться поисковиком и выбрать из миллиона страниц подходящую. При помощи баркода стало возможно считать ссылку на конкретную страницу прямо с предмета. Это делает доступ к информации еще проще и ускоряет обмен данными.

Концепцию qr-кода выдумали в Японии еще в 1994 году. Сейчас это одно из самых «закодированных» государств: шифры распространены здесь повсеместно: на визитках, в газетах, на рекламных плакатах. Черные метки есть даже на могильных плитах. По данным нью-йоркской аналитической компании eMarketer, 27% японских потребителей пользуются «читалками» на телефонах, а это 30 млн человек. 

Баркоды — не единственные 2D-коды, которые вышли в народ. Есть и довольно популярные DataMatrix-коды, они появились позднее, чем qr, и используются в качестве меток на микросхемах и т.п.

Компания Microsoft научилась делать так называемые цветные теги (tegs). В оформление кода можно вставлять картинку, слово, символ или логотип. Наш ответ этой выдумке — нецензурная елочка Артемия Лебедева — http://tema.livejournal.com/242238.html.

Цветная метка может содержать больше информации, но для чтения кода потребуется телефон с качественной камерой.

Другая американская компания — Nextcode разработала приложение mCode, которое позволяет делать коды разной формы (в том числе в виде логотипов).

В финских СМИ популярен Up-код. Это отметка, считав которую при помощи ридера, можно посмотреть фотки к статьям или лучшие моменты матча после репортажа.

Коды используют и телевизионщики. Популярные каналы размещают квадратики с шифром в уголке экрана, привлекая зрителей к sms-голосованию.

Желание разгадать код — как наркотик. Срабатывает сильное животное любопытство, жажда расшифровать послание, почувствовать себя приобщенным к тайне. Кроме того, код сам по себе не несет никакой смысловой нагрузки и становится конкретным, только если смотреть на него через «ридер», так что код безвреден и не загрязняет пространство, зато вызывает желание остановиться и прочитать, в отличие от рекламы, которую люди проглатывают и не запоминают. Мобильный интернет с приходом кодов переживет бум. Возможность считать ссылку с предмета из реальной жизни делает мобильник волшебной палочкой, мостком из виртуального пространства в реальное и наоборот.

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera