СюжетыКультура

Полмиллиона рублей постфактум перевели читатели писателям через Имхонет

«Читательская премия Имхонета» стала одним из самых громких социально-культурных проектов года

Этот материал вышел в номере № 140 от 13 декабря 2010 г.
Читать
Сам формат премии породил много споров, ведь она не имеет аналогов. Были вопросы по поводу номинантов, предложенных организаторами, особенно в разделе «Любимые писатели»: кто и по каким принципам сформировал список? Одно из объяснений —...

Сам формат премии породил много споров, ведь она не имеет аналогов. Были вопросы по поводу номинантов, предложенных организаторами, особенно в разделе «Любимые писатели»: кто и по каким принципам сформировал список? Одно из объяснений — эксперты ориентировались на вкусы интернет-аудитории, где и проходило голосование, запущенное три с половиной месяца назад. С «Любимыми журналистами» та же ситуация.

Но самые острые дискуссии вызвали постфактумные платежи или, как выразился управляющий Имхонетом Александр Долгин, «возможность заплатить за полученное удовольствие». Напомним, что каждому из участников голосования при регистрации начислялось 50 рублей, которые он мог отдать одному фавориту или разделить между всеми. Каждый мог поддержать писателя и личными средствами, добавить имя в категорию «Номинанты читателей». Базовый замысел проекта — приучить публику, привыкшую к виртуальной халяве, уважать интересы авторов.

Если привычка осознанно и добровольно платить за «потребление интеллектуального продукта» закрепится в массовом сознании, это может стать альтернативой традиционному книжному бизнесу. Писателям не придется делиться доходами с издателями и книготорговцами, читателям — оплачивать накладные расходы и накрутки. Как считает Долгин, может произойти кардинальное изменение системы копирайта: она стремительно устаревает в открытом информационном пространстве.

В голосовании приняли участие 20 366 человек. Общая премиальная сумма — 1 408 578 рублей, из них 447 440 рублей — средства читателей. Средний платеж в адрес одного номинанта составил 68 рублей, но кому-то доставались и десятки тысяч. Премиальные фонды Шишкина и Прилепина — лидеры среди писателей «по вложениям», за ними следуют Юлия Латынина, Игорь Куберский, Дина Рубина, Андрей Волос, Линор Горалик, Борис Стругацкий, Алексей Иванов, Игорь Сахновский. Михаилу Шишкину досталось от читателей 110 852 рубля, замыкающему первую десятку Игорю Сахновскому — 26 521 рубль. Если сравнивать с нынешними гонорарами авторов качественной литературы — совсем неплохо.

Топ-10 по количеству проголосовавших: Андрей Волос, Линор Горалик, Дина Рубина, Юлия Латынина, Михаил Шишкин, Мария Галина, Алексей Иванов, Захар Прилепин, Людмила Петрушевская, Андрей Геласимов. Разрыв — от 2931 голоса у лидера до 1652 голосов у замыкающего первую десятку. Что демонстрирует этот пьедестал? Отнюдь не табель о рангах в современной литературе. На выбор читателей не оказали заметного влияния ни премиальный процесс, ни критика. Результаты — отражение активных симпатий определенной части интернет-аудитории.

Вообще Сеть — среда, подверженная сезонным обострениям и резким переменам настроения. Блогер Слава Сэ, он же Вячеслав Солдатенко, на финишной прямой неожиданно обогнал всех журналистов, получив в итоге больше 200 тысяч рублей и почти 5 тысяч голосов. Никаких чудес. Просто в один прекрасный день авторитетный блогер Drugoi призвал поддержать собрата по ЖЖ. Как отреагировали пользователи, видно на графике «динамики роста премии автора»: за день счет пошел на десятки тысяч. На 99 процентов его «сумма прописью» сложилась из денег, переведенных по призыву коллеги. Вот такое коллективное бессознательное…

Среди «Любимых журналистов» на второй позиции Дмитрий Быков, за ним — Анна Наринская, Андрей Архангельский, Григорий Ревзин, Александр Архангельский, Леха Андреев, Борис Барабанов, Андрей Колесников, Григорий Дашевский.

В «командном зачете» победила «Новая газета». Это стало очевидно, когда суммировали голоса и средства, полученные журналистами «Новой».

Итоги премии больше говорят о читателях, чем об авторах. Премия Имхонета, по существу, — первый социальный эксперимент, направленный на развитие нового читательского поведения. Распространено мнение: «Россияне не готовы платить за то, что можно взять даром». Премия показала: это не так. Если привычка платить за удовольствие укоренится или хотя бы станет модной, она может изменить экономическую реальность в книжной сфере. Как минимум — избавит человека пишущего от зависимости, связанной с издательской политикой и играми маркетологов.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow