СюжетыПолитика

Свободные люди в несвободной стране

Россияне не ставят знака равенства между словами «демократия» и «свобода»

Этот материал вышел в номере № 141 от 15 декабря 2010 г.
Читать
Парадоксальный результат принес последний всероссийский опрос, проведенный исследовательской группой «ЦИРКОН». Оказалось, что большинство наших сограждан считают себя свободными людьми, но общество, в котором они живут, признают...

Парадоксальный результат принес последний всероссийский опрос, проведенный исследовательской группой «ЦИРКОН». Оказалось, что большинство наших сограждан считают себя свободными людьми, но общество, в котором они живут, признают недемократическим, сиречь несвободным. Коллеги социологов «ЦИРКОНа» из «Левада-Центра» и Фонда «Общественное мнение» (ФОМ) дополняют: массовое сознание как не восприняло демократические ценности в конце 1980-х годов, так и не собирается их воспринимать. Но при этом ценность самой демократии в социуме даже не обсуждается: с ней все согласны. Только как ее в России воплотить в реальность, не знает, похоже, никто.

— Для России с ее традиционализмом это и правильно, и нормально, — утверждает глава аналитического отдела ФОМа Григорий КЕРТМАН. — Как в СССР демократия обозначала прежде всего возможность шире открыть свой рот и порой прокричать о беззакониях, так и в современной России она точно то же и означает. Для большинства граждан свобода слова — главный, наиболее наглядный индикатор демократии.

Судя по данным «ЦИРКОНа» и ФОМа, это действительно так. Согласно исследованиям, проведенным этой осенью, главной демократической ценностью россияне считают возможность безбоязненно высказывать свое мнение. Так, по данным ФОМа, большинство опрошенных охарактеризовали демократию как «возможность высказать вслух свои суждения, когда тебе за это ничего не будет». При этом большинство же (48% против 41%) считают нашу страну демократическим государством (это уже «ЦИРКОН»). То есть таким, в котором можно свободно высказывать свои мнения.

Ту же самую тенденцию фиксирует и «Левада-Центр». По его данным, в рейтинге главных демократических свобод граждане первым делом называют свободу высказываться, исповедовать свою религию и перемещаться (45%), а собственно «права человека» россияне оставляют лишь на шестом месте с 12% голосов.

— Демократические ценности, кроме возможности безнаказанно говорить, что думаешь, остаются для граждан по большей части абстракцией, — признает руководитель пресс-службы «Левада-Центра» Олег САВЕЛЬЕВ. — Однако при этом люди четко видят грань между желаемым и реальностью. По нашим данным, почти 40% граждан считают, что Россия развивается в сторону демократии, но почти половина (47%) утверждает при этом, что настоящей демократией в нашей стране и не пахнет.

— Действительно, почти 40% наших респондентов считают современную Россию демократическим государством, причем среди молодежи и материально обеспеченных граждан таковых еще больше, — заявил «Новой» глава исследовательской группы «ЦИРКОН» Игорь ЗАДОРИН. — А большинство (54%) в ответ на прямой вопрос называют себя свободными людьми. Но когда мы начинаем разбираться с конкретными признаками свободы и демократии в стране, то оказывается (по мнению граждан), что большинству из них Россия не соответствует. То есть многие россияне свое собственное состояние свободы оценивают выше, чем ситуацию со свободой у других сограждан, а значит, фиксируют наличие проблемы и считают, что она нуждается в решении.

Цифры нагляднее слов. По данным «ЦИРКОНа», 68% россиян не считают, что имеют равные права и свободы независимо от своего социального положения, 63% не верят в то, что суды подчиняются только законам, а не исполнительной власти. Столько же набралось не верящих в то, что основные гуманистические ценности (свобода, справедливость, права человека) у нас защищены государством. И лишь 30% опрошенных уверены в том, что в стране проводятся «честные, свободные выборы руководителей всех ветвей власти» (60% так не считают).

— Я бы все-таки не стал драматизировать эти цифры, — говорит Задорин. — В них отражается традиционная для нашего общества повышенная критичность и желание, чтобы все было лучше, чем есть, что, по-моему, хорошо. Хуже, что это желание довольно редко подтверждается реальным поведением. Более того, негативное восприятие реальности зачастую служит оправданием бездействия — «все равно ничего не изменишь».

По мнению социолога, большинство граждан понимают под демократией то состояние общества, при котором они могут беспрепятственно пользоваться записанными в Конституции правами. Но на вопрос «могут ли?» и в «ЦИРКОНе», и в «Левада-Центре» единодушно отвечают: «Не в полной мере».

— Дело не в том, что декларируемые права вообще отсутствуют, — уточняет Задорин. — Проблема в том, что они не равны реальности, поскольку законы зачастую не выполняются. То есть свои «законные» права гражданину невозможно реализовать.

— Это противоречие не означает того, что недовольные реализацией своих прав люди готовы выйти на баррикады, — замечает, в свою очередь, Кертман из ФОМа. — Сегодня демократическим ценностям привержены в наибольшей степени не молодые, а не склонные к участию в уличных беспорядках люди 35—50 лет. Кстати, и у более старшего поколения антагонизм по отношению к демократии постепенно проходит.

Правда, и демократия, и ее главная ценность — свобода по-прежнему, как и в советском далеко, воспринимается людьми прежде всего на личностном уровне. То есть как свобода действовать по собственному усмотрению вне зависимости от того, чего на самом деле хочет объявившее себя свободным и демократическим государство.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow