СюжетыПолитика

Резкое падение судопроизводства

Для ликвидации липовых ТСЖ в Москве судебных решений недостаточно

Этот материал вышел в номере № 141 от 15 декабря 2010 г.
Читать
В конце прошлого месяца вице-мэр Москвы обещал «к середине декабря» навести порядок среди столичных товариществ собственников жилья, и в первую очередь закрыть липовые ТСЖ, созданные чиновниками. Середина месяца — сегодня, а о конкретных...

В конце прошлого месяца вице-мэр Москвы обещал «к середине декабря» навести порядок среди столичных товариществ собственников жилья, и в первую очередь закрыть липовые ТСЖ, созданные чиновниками. Середина месяца — сегодня, а о конкретных успехах мэрии пока не сообщается.

Затея, впрочем, была обречена на провал, как минимум по срокам. Потому что ликвидировать ТСЖ не удавалось еще никому, даже при наличии судебного решения. Кроме того, далеко не все липовые конторы созданы при непосредственном участии действующих чиновников. «Действующих» здесь — ключевое слово, потому что позволяет не вмешиваться в истории, где учредителем лже-ТСЖ выступают бывшие госслужащие. А таких примеров — большинство.

Классический пример — ТСЖ «Ключевая ул., 24-1» в Южном округе столицы. Три года назад сотрудник отдела ЖКХ управы района Братеево Рагулин А.А. уволился. По собственному, но имея в виду переход на другую, гораздо более интересную работу. Рагулин стал председателем товарищества «Ключевая, 24-1».

Это повсеместная практика: за несколько дней до регистрации ТСЖ чиновник покидает госслужбу (Федеральным законом «О государственной гражданской службе РФ» госслужащим запрещено заниматься предпринимательской деятельностью). С этого момента доверенность, выданная ему государством на представление интересов города, который является собственником нежилых помещений многоквартирного дома, автоматически аннулируется. Следовательно, бывший представитель ГУ ИС уже не имеет права занимать должность председателя ТСЖ, так как не является собственником помещения. Но на этот факт исполнительная власть почему-то закрывает глаза.

Как только префектура ЮАО издала распоряжение о передаче дома в управление ТСЖ «Ключевая, 24-1», Рагулин принялся активно осваивать финансовые потоки лжетоварищества.

Жители семь месяцев пребывали в неведении. Они, как водится, узнали о ТСЖ случайно. Кто-то из соседей заметил, что изменились банковские реквизиты на платежных квитанциях. Начали выяснять, в чем дело — и вышли на председателя. Подняли шум, и тогда Рагулин показал им, кто в доме хозяин, — отключил антенну и назначил оплату за тепло не по общему счетчику, а по квадратным метрам. Народ, посовещавшись, отправил своих ходоков в управу и префектуру — жаловаться.

Чиновники в такой ситуации обычно начинают хитрить: «В чем проблема? Организуйте собрание, переизберите председателя». Но если люди не писали заявлений о вступлении в ТСЖ, значит, они не являются его членами и не имеют права голосовать. «Мы вообще не хотим никакого товарищества. Верните дом в муниципальное управление», — заявили ходоки. Они решили судиться. В итоге после 17 заседаний Нагатинский суд признал создание ТСЖ «Ключевая, 24-1» незаконным.

Добиться справедливости в суде трудно, но при желании можно. А вот на деле избавиться от фальшивого ТСЖ практически нереально. Префектуры и управы могут годами игнорировать решение суда. Чиновники боятся брать на себя ликвидацию незаконного товарищества, ведь нужно будет составлять ликвидационный баланс, вскроются хищения, прокуратура заведет уголовное дело, и если дать ему ход, то придется вместе с лжепредседателем нести ответственность за создание липовой организации. Чтобы сохранить свои кресла, чиновники стараются переложить долги и растраты председателя на плечи жителей. Вот почему они так упорно предлагают гражданам самим ликвидировать незаконное ТСЖ. Если люди соглашаются, то де-юре подтверждают, что создавали товарищество, и оказываются в ловушке.

Борцы с незаконным ТСЖ «Ключевая, 24-1» написали жалобу в Управление федеральной антимонопольной службы Москвы. УФАС предписало префектуре ЮАО передать дом в управление ГУП ДЕЗ района Братеево. Но чиновники проигнорировали это указание.

И тогда жители подали в Нагатинский суд иск на префектуру ЮАО и управу района Братеево. Их цель — возвращение дома в муниципальное управление и признание судом факта нарушения исполнительной властью Конституции и Жилищного кодекса РФ.

Бороться с преступными ТСЖ можно не только в суде. В идеале расследовать факт создания незаконного юридического лица должна прокуратура. Жители дома № 24-1 на ул. Ключевая, как и тысячи других жертв «коллективизации», тоже пытались искать помощи у правоохранительных органов. На руках у них был козырь — отчет Финансово-казначейского управления ЮАО о деятельности председателя ТСЖ «Ключевая 24-1». Ревизоры вскрыли массу нарушений: Рагулин утверждал все сметы расходов и доходов без общего собрания членов ТСЖ, завышал себе зарплату, занижал отчетные данные. Многие расходы проводились без всякого документального подтверждения. Ремонтные работы не велись, а целевые бюджетные деньги на ремонт регулярно списывались. Акт проверки был отправлен в УВД по ЮАО. Однако отдел дознания не нашел состава преступления и возбуждать уголовное дело в отношении Рагулина не стал. ОБЭП Южного округа, прокуратура Москвы, ФСБ РФ отделались отписками.

В ответ разгневанные собственники затеяли судебную тяжбу с ОБЭП УВД по ЮАО. Они надеются, что суд, если не городской, то хотя бы Верховный когда-нибудь обяжет ОБЭП выявлять и пресекать экономические преступления.

А пока жители воюют с префектурой, управой и ОБЭП, Рагулин продолжает тратить средства фальшивого ТСЖ. Единый информационный расчетный центр по-прежнему выписывает квитанции по оплате коммунальных платежей на счет организации, признанной судом незаконной. В знак протеста большинство жителей с мая 2010 года отказались платить за коммунальные услуги.

В условиях, когда правоохранительные органы бездействуют, люди отчаянно пытаются в рамках гражданского суда призвать власть к ответственности. Неравный бой с чиновниками вынуждает их объединяться. В Южном округе — самом урожайном на ТСЖ — жертвами «коллективизации» создано нечто похожее на братство. Идет обмен информацией, оказывается помощь в составлении судебных исков, разработан алгоритм борьбы с фальшивыми товариществами. Постепенно от тактики разрозненных партизанских отрядов сопротивление переходит к стратегии единого гражданского фронта.

P.S. Недавно я случайно узнала, что в моем доме вот уже почти два года существует ТСЖ «Онежская ул., д. 37», и, по документам из налоговой инспекции, я значусь соучредителем. Вместо моей подписи на протоколе собрания собственников — каракули. Стала наводить справки о председателе ТСЖ Зуевой М.Е. (бывший исп. директор ООО ДЕЗ «Головинский») — ее и след простыл. Наведалась в управу Головинского района. Моя разведка обернулась анонимным звонком: «Поднимешь шум в прессе — пробьем башку тебе и твоему сыну!» Я написала заявление об угрозах на имя прокурора Москвы Семина Ю.Ю. Это не банальное запугивание. Когда вы пытаетесь расследовать коррупционную цепочку распила госсубсидий, выделяемых на содержание и ремонт дома, а это огромные деньги, вам обязательно напомнят о вашем единственном праве — хранить молчание.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow