СюжетыПолитика

Спать хочется

«Разговор с Владимиром Путиным» — триумф ручного управления и лучшее снотворное года

Этот материал вышел в номере № 142 от 17 декабря 2010 г.
Читать
Спать хочется
Фото: «Новая газета»
Конечно, передача «Разговор с Владимиром Путиным», чем-то отдаленно напомнившая ток-шоу «Жди меня», — это президентский формат. Собственно, исторически она так и начиналась. И строилась таким образом, чтобы ежегодно общение начальника с...

Конечно, передача «Разговор с Владимиром Путиным», чем-то отдаленно напомнившая ток-шоу «Жди меня», — это президентский формат. Собственно, исторически она так и начиналась. И строилась таким образом, чтобы ежегодно общение начальника с хорошо подготовленным народом напоминало трудящимся, кто в стране хозяин.

Это и хорошо, и плохо для Путина.

Хорошо, потому что, понятное дело, роль главного «разруливателя» всех проблем — чрезвычайно комфортная для политика. Плохо, потому что формат выборочного облагодетельствования отдельных представителей народа — невероятно архаичен. Потому что он еще раз показывает, что единственный способ управления страной, приемлемый для председателя правительства, — это ручное управление. Иным способом проблемы в стране, где отсутствуют работающие институты, не решаются. Этот формат еще раз доказывает, что наши граждане не равны. Равнее других те, кто пробивается со своим вопросом, темой, проблемой к руководству.

Все просто, и «Разговор с…» это убедительно доказывает: у нас общество неравных возможностей и неравенства перед законом.

Показательно вот еще что. Этот «Разговор» — девятый в биографии страны и карьере Путина. И девятый раз торжествующие устроители делают акцент на том, что начальник опять и опять решает социальные проблемы. Так это же не преимущество, а недостаток! Получается, что в течение девяти лет социальные проблемы системным образом не решались. Все эти девять лет текут крыши, лопаются трубы, не выплачиваются пенсии и проч. Общество и страна остаются архаичными и социально отсталыми. И это притом что социальные расходы только растут. Как заметил недавно экономист Никита Масленников: «Удивительное дело — социальные расходы есть, а социальной сферы — нет». И социальные проблемы не решаются. Как тут не вспомнить знаменитое ироническое высказывание Рональда Рейгана: «Правительство не решает проблемы, оно их финансирует».

На самом деле Путин разговаривает не со всей страной. Он разговаривает с теми, кто является ресурсом его электоральной поддержки. Он разговаривает с теми, кто зависит от государства, то есть от него — от того человека, кто может выделить деньги. Он разговаривает с бюджетниками, пенсионерами, военными, студентами. Он не разговаривает с передовым классом, с креативной интеллигенцией, с предпринимателями. То есть с теми, от кого зависит не стабильность режима, а развитие.

Пожалуй, по-настоящему заметными сюжетами стали две темы. Это Кущевская с Манежной, ставшие уже «витринами» режима. И — Ходорковский.

Удивительным образом в Кущевской с Манежной оказались виноваты либералы. О том, что позиция, высказанная Путиным, была тщательно подготовлена и заранее обсуждена, свидетельствовал «параллелизм мышления» премьера и первого замглавы администрации президента Владислава Суркова, который в тот же день в интервью газете «Известия» сказал: «А что, опять нужна какая-то революция? Опять какой-то развал всего и вся? Чтобы у нас всегда и везде было 11 декабря на Манежной? Это ведь как бы «либеральная» публика упорно вводит в моду несанкционированные акции, а нацисты и жлобы этой моде следуют. 11-е происходит от 31-го». А вот фразочки, как всегда, крылатые, произнесенные главой кабинета министров: «А наша либеральная общественность должна понимать — порядок должен быть, и его надо поддерживать», иначе либералам придется «бороденку сбрить и самим на площадь — воевать с радикалами». Собственно, либералов, если считать таковыми, например «антифа», не надо агитировать — они и так воюют с радикалами, что нередко входит в противоречие с Уголовным кодексом РФ. И потом вот она, эта подмена смысла, которой, очевидно, учат в школах КГБ: либералы, выходит, против порядка. Из-за них, выходит, все беспорядки и начались. И если так дальше пойдет, придется, дорогие друзья, закрутить гаечки… Ключ, правда, от этих гаечек утрачен и ресурсов на его восстановление не хватает, потому и виноватых надо поискать. Где? Разумеется, среди либералов. Тех, которые, по определению Путина, «всю Россию распродадут». На этот раз премьер высказал намерение их побрить — чем не кремлевский цирюльник. Точнее, цирюльник с Краснопресненской набережной.

Ну и, разумеется, новостью стало то, что отмена выборов глав российских территорий и введение института фактического назначения губернаторов — это попытка (внимание!) не пустить криминал во власть.

По поводу дела Ходорковского Владимир Путин высказался тоже не вполне тривиально. Был процитирован Глеб Жеглов: «Вор должен сидеть в тюрьме». Возможно, на юрфаке ЛГУ имени товарища Жданова не знакомили студентов с таким понятием, как презумпция невиновности. Согласно Путину, вина Ходорковского в хищениях доказана — до приговора суда. Ходорковский – это русский Мэдофф, считает Путин. И это тоже сказано до приговора суда. Тогда что получается? Премьер-министр оказывает давление на суд, предвосхищая приговор?

В остальном общение с народом было еще более нудным и не менее длинным, чем в предыдущие годы. Монотонность и предсказуемость действа по своей безнадежности напоминала бесконечные московские пробки. Тем, кто слушал «Разговор», приходилось бороться со сном. Казалось, еще немного и

От редакции. По техническим причинам колонка публикуется в неоконченном виде – колумнист уснул… Это ведь только руководство страны, как признался Путин, имеет возможность «спать по очереди».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow