СюжетыОбщество

Не дошедшие вместе

История одной провокации, в которой ОМОН оказался умнее коллективного Гапона

Этот материал вышел в номере № 143 от 20 декабря 2010 г.
Читать
Почти никто не заметил, как тень попа Гапона* растворилась в субботней московской ночи. Зря, потому что сегодня мы уж действительно могли проснуться в стране со сгоревшим Рейхстагом**. Что было до. В среду — 15 декабря — в Москве (и ряде...

Почти никто не заметил, как тень попа Гапона* растворилась в субботней московской ночи.

Зря, потому что сегодня мы уж действительно могли проснуться в стране со сгоревшим Рейхстагом**.

Что было до. В среду — 15 декабря — в Москве (и ряде других городов) состоялись беспорядочные беспорядки. Ими пугали загодя и сильно. Но на право их организации не претендовал никто: ни авторитетные наци, ни авторитетные фанаты. И потому на улицы столицы выплеснулись подростки с заточками, а также — маловменяемые представители кавказских народов. Основной смысл присутствия — поглазеть.

Теория катастроф по этому поводу свидетельствует: большую кровь порождает именно неорганизованный хаос.

Версия: именно на то и была надежда провокаторов — тех, которые призывали, с одной стороны, «отомстить кавказским отморозкам», с другой — «русским фашистам». То есть призывали с разных сторон, но, скорее всего, из одного места…

Так бы все и случилось (завывания «скорой», панические комментарии из моргов и Склифа), если бы на сцену не вышел третий игрок. Клятая всеми милиция Москвы.

И — стычки пресекались, не успев начаться, а большая часть «оружия» была изъята до подхода к местам предполагаемых баталий.

Не было жертв.

И — не стало повода для…

У кого-то хитрого что-то не срослось. Мочилова не было.

Ни в сортире. Нигде.

Облом пережили оперативно. В четверг — 16 декабря — социальные сети стали пиарить идею новой бузы.

В рамках тренда «навалять всем за все» «Вконтакте» образовалась агрессивная группа — «русских, не связанных с радикальными движениями». Эта анонимная группа призывала выйти в субботу — 18-го — к телецентру «Останкино», чтобы высказать негодование по поводу «империи лжи» (то есть СМИ), что назвала фашистами «русских людей, вышедших протестовать на Манежную площадь».

Сразу под этим призывом — внимание! — стояла ссылка на 31-ю статью Конституции — о свободе митингов и демонстраций.

Конечно, «Стратегия-31» и демоппозиция ни эту статью Конституции в частности, ни всю Конституцию в целом приватизировать никак не могла. Однако заметим, что в головах обывателя с двузначной цифрой «31» уже прочно соотнеслись: Людмила Алексеева, Владимир Рыжков, Борис Немцов и другие. Те другие, которых господин Путин В. представляет исключительно с «козлиной бородкой».

Думается, именно потому «Вконтакте» группа стихийных и странных «сторонников 31-й статьи» и «свободы слова» стремительно увеличивала свои виртуальные ряды — к вечеру пятницы в нее вступили уже более 7000 человек.

Что странно.

И вот почему. На мемориальное шествие памяти убитого болельщика «Спартака», что прошло 11 декабря на Кронштадтской (еще до Манежки), «френдилось» меньше людей и за большее количество времени. Хотя повод был, мягко говоря, более значим.

Из чего следует вывод: счетчик «вступивших в группу «Останкино» специально крутился «на жесть». Чтобы придать инициативе надлежащую массовость. И — значимость, следовательно.

С утра пятницы по электронным почтам СМИ стал гулять спам (удовольствие достаточно дорогое): суть сообщений — в субботу в Останкине состоится массовое политическое действо. РАЗРЕШЕННОЕ. В подтверждение последнего — самого главного тезиса — «Вконтакте» привели документ: правда, без печати, но на бланке префектуры СВАО Москвы.

А в интернете случилась истерика: перекрестные ссылки, расширенные комментарии, призывы и политический трэш. Притом любые комментарии тех, кто советовал образумиться и никуда не идти, и тех, кто называл происходящее провокацией, удалялись стремительно. А на личную почту или страничку их авторов сыпались письма угрожающего содержания — типа: заткнись, а то пи…ц приключится.

Что, в совокупности, позволило предположить: над «интернет-инициативой» работает бригада специально обученных троллей. И люди эти — принципиально не знакомы с УК: поскольку призывы вооружаться или рецепты по домашнему изготовлению дымовых шашек их цензуре не подвергались вовсе.

От всей этой возни несло провокацией. Запах усилился после того, как в пресс-службе ГУВД подтвердили: разрешение на проведение мероприятия у ТЦ «Останкино» действительно есть. Однако официально разрешен был не митинг, а всего лишь только пикет — суммарным количеством 50 человек.

Для пикета в 50 человек вовсе не требуется массовой рассылки электронных писем и истерики в социальных сетях.

Вам не кажется, что кто-то пытался вывести сотни людей (как показывает опыт прошедшей среды — малолеток) под дубинки ОМОНа, получившего в ту же пятницу однозначный месседж от мэра: в рамках закона применять самые жесткие меры, вплоть до спецсредств. (Кстати, среди тех, кто все-таки добрался до телецентра и был в итоге задержан, большинство — школьники, лет по 14—16.)

Мерзость, конечно. Но на нее наложилась логика «очень высокой политики». Со своей хронологией. В субботу, 11-го, — бунт на Манежке, к участию в котором подговаривали столь же активно. Однако самих «возбудителей» из числа национал-радикалов во время побоища замечено не было: разъехались по домам. У Кремля кучковалось же «мясо неуправляемое пушечное», в количестве 5000 шт. Под ОМОН.

Далее. Выступил глава МВД Нургалиев. Он сообщил: во всем виноваты затесавшиеся в толпу представители «леворадикальных» молодежных групп. Все подумали, что министр с перепугу перепутал солому и сено.

Но тут — интервью господина Суркова. Представляем полуулыбку, с которой он говорил: во всем виноваты те, кто выходит (опять-таки, заметьте) 31-го числа каждого месяца, потому что они первыми продемонстрировали неуважение к власти — взрослые, солидные люди, а провоцируют молодежь на несанкционированные митинги и шествия. Вот вам — и Манежка…

Затем лидер нации в более экспрессивной манере подтвердил тот же тезис, а гарант Конституции дал указания: разгонять всех «несанкционированных» к чертовой матери.

Объяснять про санкционированное и «не» тем, кто читал Конституцию, — стыдно. Не буду. Давайте лучше посмотрим на то, что «санкционируют».

«Русский марш», выступления группы «Коловрат» у стен Кремля, шествия «наших»—«молодых гвардейцев»—«сталей»—«румолов», которым тот же г. Сурков порекомендовал наращивать мускулы. Очевидно, к текущим событиям они их нарастить не успели… Да и странно бы было, поскольку на некоторых мероприятиях «кремлевских молодежных движений» попадаются те же самые лица, что и на «русских маршах».

Что не «санкционируют». То же 31-е, митинги памяти, протесты экологов, пикеты за свободу слова и против фальсификаций на выборах.

И складывается такое ощущение, что националистическое варево как-то специально и бережно подогревают. Чтобы было под рукой — для провокаций, ставших поводом к принятию жестких мер, но совсем другим концом и по другому месту.

Подозрения только усилились, когда стало ясно, кто именно подал заявку на проведение субботнего пикета, который должен был закончиться массовым избиением тупых малолеток с дальнейшим обвинением демократической оппозиции. Такое 9 января 1905 года — но по новому стилю.

Организаторы — некий Национал-Демократический Альянс, о котором и слухом никто не слыхивал, поскольку насчитывает он человек 20 (троллей, работавших на провокациях, было несколько больше). Последние несколько месяцев его немногочисленные члены почему-то постоянно «тусят» рядом с либералами. Зачем-то (теперь, судя по всему, понятно зачем) ходят на Триумфальную, заходят на конференции «Демократического выбора» и проч.

Возглавляют Альянс некто Алексей Широпаев и Илья Лазаренко. Последний мелькает с девяностых годов в радикальных ультраправых проектах. По данным СМИ, создавал партию «Национальный фронт», одной из первых придумавших окучивать среду наци-скинов; возглавлял неоязыческую секту «Церковь Наци», в 90-х был осужден за разжигание межнациональной розни.

Другой «национал-демократ» — Алексей Широпаев участвует в ультраправых проектах с конца 80-х. Был одним из лидеров Народной Национальной Партии, издававшей газету «Я — Русский». Именно там начинал свой путь известный ныне главарь русских фашистов Максим (Тесак) Марцинкевич. Тут стоит, однако, отметить: среди сторонников наци бродили слухи о том, что Широпаев якобы имеет контакты с сотрудниками милиции.

Илья Лазаренко рассказал «Новой», что пикет, действительно, был санкционирован — на 50 человек. А также о том, что к истерике в интернете они якобы никакого отношения не имеют. Однако в разговоре с «Новой» Илья Лазаренко не осудил распространение информации о предстоящем пикете на ресурсе «Правые новости» — основном сайте нацистского террористического подполья.

Хотите мораль? Если бы в прошедшую субботу в Останкине произошло бы мочилово, то тут же бы на разных сайтах появились бы фото «виновных» — руководителей никому не известной партии, чьи сторонники выходят 31-го числа каждого месяца на Триумфальную площадь вместе с Немцовым, Рыжковым, Касьяновым и Алексеевой. А потом — указывая дланью на пролитую кровь, вышел бы в белом кто-нибудь и сказал: «Что и требовалось доказать».

Однако, знаете, не получилось. Ни в среду, 15-го, когда маховик интернет-провокации раскручивался по тому же сценарию. Ни в субботу.

Почему? Можете верить, можете — нет: потому что московские менты оказались просто ментами. Вышли и сделали свою работу как полагается. Крови не было.

Но это вовсе не означает, что не будет новых попыток.

Все должно было произойти у «Останкина» — выбитые зубы, побитые малолетки и проистекающий отсюда народный гнев.

В Сети было зарегистрировано около 7 тысяч участников безумного шествия к оплоту «империи лжи», но пришло человек 500 — то ли потому, что метель, то ли потому, что большинство интернет-сторонников оказались исключительно троллями.

16.10. Станция метро «ВДНХ» — собрались в основном школьники. Орут лозунги: «Россия для русских!», «Москва — русский город!», «Долой лживые СМИ!», «Мы патриоты, а не фашисты!»

Двинулись. Толпа перемещается по направлению к Останкинскому пруду. Милиции пока не видно. Слабые крики «Е… Кавказ, е…!» — не находили поддержки, провокаторы быстро замолкали. Впереди толпы — человек девять, держат плакат: «Патриотизм — не фашизм!»

В парке, что по ходу шествия, на открытой площадке под музыку 60-х танцуют пенсионеры — человек тридцать. Они как-то замерли — смотрят на орущую толпу непонимающе и молчат. Манифестанты же машут горящими файерами и кричат: «Мы с вами!» В глазах стариков — жалость пополам с презрением. Парень сквозь бутылку пива кричит им: «Мы ждем вас в наших рядах!» — и ржет…

Спрашивал у всех, подвернувшихся под руку: а куда мы идем? Никто не ответил. Оказалось — в тупик. Дальше был лишь железный забор, за которым, посмеиваясь, курсировали сотрудники милиции. Народ потоптался, покричал, попозировал фотографам и развернулся.

Шествие началось снова — в обратную сторону: те же лозунги, зажженные файеры, малолетки, снимающие все на мобильник… Вышли из тупика, а тут — ОМОН. После дубинок народ как-то сломался — и ринулся мелкими группами петлять по парку.

ОМОН работал, как на сеновале: заснопили — положили — и дальше. Второй ряд омоновцев упаковывал лежащих. Задержали человек 50. (Всего по городу, превентивным образом, — около 250.)

Дальше — «бродилка» по темному парку: кто вышел на свет — тот попался. Кто нашел дырки в заборах — тому повезло. Кучки «спасающихся» разбегались по дворам. Часть пыталась было отправиться в сторону метро «ВДНХ». Но наткнулась на ОМОН в полной броне — пришлось разбредаться по городу.

Выбитых зубов и тел в корче не заметил.

Как-то рассосалось все из того, что было столь громко заявлено.

* По версии советских учебников истории, духовный лидер рабочей оппозиции, приведший в январе 1905 года недовольных под пули правительственных войск. ** Сгоревший Рейхстаг: стремившиеся к господству фашисты подожгли здание парламента, приписав оппозиции это преступление, чем облегчили себе приход к власти.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow