СюжетыОбщество

Топят вместо того, чтобы топить

Монолог владельца сочинской котельной о том, почему ему не дают снизить вдвое высокие тарифы

Этот материал вышел в номере № 144 от 22 декабря 2010 г.
Читать
В первой части материала речь шла о том, как сочинский бизнесмен купил у города убитую котельную, на свои деньги оснастил ее новейшим оборудованием и благодаря этому снизил стоимость тепла для потребителей вдвое. Но проект столкнулся с...

В первой части материала речь шла о том, как сочинский бизнесмен купил у города убитую котельную, на свои деньги оснастил ее новейшим оборудованием и благодаря этому снизил стоимость тепла для потребителей вдвое. Но проект столкнулся с неким посредником Комиссаровым, имеющим связи в «Газпроме», который пригрозил, что если предприниматели не станут играть по его правилам, им отключат газ. Бизнесмены попытались добиться справедливости правовыми методами – и вот что из этого вышло.

Первым делом кинулись мы в администрацию города Сочи. Торговля газом, как ни крути, во многом отличается от торговли обувью или водкой. Это источником поставок обуви можно выбирать хоть немцев с итальянцами, хоть, коль условия не понравятся, англичан с испанцами. Газ — продукт монопольный, особый. Правила его продажи населению и предпринимателям законодательно прописаны до последней запятой, до мельчайших подробностей. И вдруг — Комиссаров. Этакий правовой нигилист.

Оказывается, оптовый продавец, «севший» на Сочи, обязан заручиться разрешением в ОАО «Газпром» и некоей депешей от администрации города. Или, что то же самое, город каким-то образом передал свои полномочия невесть кому… в Краснодаре, скажем. Только почему? Зачем?

Торговля газом — до слюнотечения выгодное дело. Гражданин Комиссаров, сидя в пустом кабинете, находящемся в Краснодаре, получает миллионы рублей торгово-сбытовой надбавки ни за что, за просто так, за чью-то природную ушлость. Он не вкладывал денег в геологию или обустройство месторождений, не строил газопроводы, не закрутил гайку в Сочи. Думаем, он просто однажды «нашел ход» в нужный кабинет и объявил, что отныне весь Сочи будет платить оброк по адресу: город Краснодар, ООО «Краснодаррегионгаз», Комиссарову. Не просто не в бюджет Сочи, но даже без налогов с платежей в бюджет курорта федерального значения.

В администрации нас не поняли. Не захотели понимать. И мы махнули на нее рукой. «Сочигоргазу», естественно, мы в выражениях, близких к парламентским, письменно разъяснили, что думаем об их рэкетирских притязаниях на наш газопровод. И продолжали заниматься делом. Дело же заключалось в том, что мы строили собственную газовую службу.

Постепенно выяснялось, что миф об изначальной убыточности ЖКХ таит под собой золотое дно. А потому и охраняется круче, чем номерной завод или секретная лаборатория. Гражданин Комиссаров при поддержке властных структур (не утверждаем, но спрашиваем: можно ли поверить в иное?) создал в Краснодаре помимо торговой еще и вторую контору, назвав ее ОАО «Краснодаркрайгаз». Эта контора отличалась от первой только табличкой на двери кабинета. Из оборудования — все те же стол да стул, из персонала — бухгалтерия и счет в банке. Данная контора стала методично скупать предприятия в городах и районах края. В Сочи, к примеру, они под красноречивое молчание администрации и городского собрания «взяли в аренду» ОАО «Сочигоргаз». Потом без тендера и малейшей огласки арендовали муниципальные газопроводы. И получили право на формирование тарифа за транспортировку газа внутри города. Хищный оскал посредника становился все шире и шире…

Суть простенького анализа с цифрами и фактами сводится к тому, что город сам затягивает петлю на своей шее. Гражданин Комиссаров, формирующий тариф на транспортировку газа по городу Сочи, как мне кажется, не просто грабит его. Грабит — ладно бы. Он методично разрушает все те предприятия, производство продукции на которых полностью зависит от цены на газ. Допотопные городские котельные — прежде всего. Две цены за горячую воду и тепло платят старики и многодетные, больницы и детские садики, хлебозаводы и школы. Две цены платят администрации города и районов! Сумасшествие, скажете вы? Преступное сумасшествие, конкретизируем в свою очередь.

Почему? Да потому, что в Федеральной службе по тарифам гражданина Комиссарова с его выкладками никто и в дверь бы не пустил, не являйся он полномочным представителем Сочи. Вот, скажем, администрации Краснодара или Новороссийска послали шустрого Комиссарова на все стороны света, после чего он в Москву с тарифами от имени Краснодара или Новороссийска ни ногой. За что же Сочи-то такое «счастье»? Почему в Краснодаре транспортировка газа дешевле, чем в Сочи? Прокуратуру данные вопросы не интересуют, ОБЭП не интересуют, прочие ведомства, обязанные отслеживать беспрепятственное перетекание бюджетных денег в частный карман, не интересуют тоже.

И нас бы, будем честны, не интересовали, не пользуйся гражданин Комиссаров, по нашему мнению, поддержкой чиновников и судей.

Чемодан без ручки

С просьбой продать нам еще одну, самую «убитую», с точки зрения администрации города, котельную мы обращались к каждому следующему мэру, которые в Сочи меняются с частотой сердечного пульса. Условия простые: заменив старое оборудование на ТЭС, мы обеспечим микрорайон (или район целиком) стабильным теплом и энергоснабжением, гарантируем приемлемый для населения тариф и высокую рентабельность производства. Отказы формулировались не просто категорично, но в подтексте даже злобно.

С требованием провести тендер на аренду муниципальных газопроводов мы обращались в администрацию города и края, в прокуратуру и ФАС. Так уж получилось, что владелец или арендатор муниципальных газопроводов получает право формирования тарифа на транспортировку газа внутри города Сочи. «Комиссар-посредник» подписал договор аренды в нарушение действующего законодательства, с молчаливой поддержки администрации города и городского собрания. Сформировав и утвердив в Москве неподъемный для потребителей тариф, добавив к нему торгово-сбытовую надбавку, посредник поставил на колени Сочитеплоэнерго. Долги росли, множились сами собой, вязали по рукам и ногам тепловиков и администрацию города. Требовалось разорвать порочный круг, сдать в аренду муниципальные газопроводы тому, кто снизит тариф на транспортировку хотя бы в два раза, прописав это требование в условиях конкурса. И что?

Администрация города с согласия депутатов вообще передала муниципальные газопроводы Сочитеплоэнерго для… расплаты за долги перед ООО «Краснодаррегионгаз». Комиссарову, проще говоря. Проблема ухода от тендеров на аренду «рассосалась» сама собой. Нет больше у города своих газопроводов. По какой цене их продали, кто ту цену устанавливал, что влечет за собой данное решение — нет ответа.

Теперь вот очередной мэр, Анатолий Пахомов, играет перед зрительным залом городского собрания драматическую сценку под названием «Котельные — чемодан без ручки». Обещая, что котельные за долги он «Газпрому» не отдаст, Пахомов ни словом не проговаривается о том, что же, не отдав врагу, собирается с ними делать. Посредника с газовой трубы он «сковырнуть» либо не в силах, либо не намеревается по каким-то своим причинам. Вывести предприятие ли целиком, каждую ли из котельных по отдельности из хронической убыточности не может тем более. И что с ним делать, с этим тяжеленным чемоданом без ручки?

Почему же, спросите вы, уважаемый читатель, Анатолий Пахомов наотрез отказывается подать хотя бы одну котельную тем, кто имеет возможность переоборудовать ее в современную ТЭС? Боится эффекта голого короля?

Несколько дней назад из администрации города мне позвонил один из чиновников. Его интересовала возможность оснащения здания администрации города неким оборудованием, позволившим бы отказаться от потребления централизованного тепла и горячей воды. Вернее, отказаться от официальной переплаты за тепло и горячую воду. Это же какой стыд, если однажды дотошный проверяющий поинтересуется, почему на Ахуне и Мамайке тепло с горячей водой стоят рубль, а в администрациях города и всех районов платят два? Деньги-то бюджетные. Их безмозглую трату требуется обосновать.

Я ответил чиновнику, что могу раз и навсегда решить их проблему. Для этого надо лишь продать ООО «Хоста» ту котельную, что обслуживает администрацию города. При этом все население, живущее рядом с администрацией, будет кланяться при встрече с Пахомовым. Шутка ли — в два раза сокращается тариф.

Чиновник не скрывал разочарования. Кто же ему позволит принимать такое решение? Сам Пахомов не может, посредник наверняка ему не позволит. А народ… А что народ? Плачет, но платит.

Но в то же время никуда не денешься от мысли, что Пахомова с депутатами выбирали как раз сочинцы. На кого им жаловаться? На себя? Вон он, мэр олимпийской столицы, с какой гордостью сообщает, что в очередной раз влил 170 миллионов рублей в нечто несуразное, условно именуемое альянсом Сочи с гражданином Комиссаровым. Ни вопросов ОБЭП при этом не боится, ни «прозрения» своих избирателей. Не стреляйте, мол, в пианиста. Он играет как умеет. «Греет» Сочи по цене Якутска — вот и весь сказ.

А судьи?

В самом начале, когда мы только строили свою газовую службу, представители монопольной структуры предлагали нам продать бизнес за две, а то и три цены. Оно и понятно: качество и стоимость обслуживания газопроводов и прочей инфраструктуры у нас не в пример привлекательнее, чем у ОАО «Краснодаркрайгаз». Владельцы газопроводов целыми улицами и садоводческими кооперативами расторгали договоры с ОАО «Сочигоргаз», ставшего к тому времени «собственностью» ОАО «Краснодаркрайгаз» в роли агента, и заключали их с ООО «Хоста». Дубиной в этой борьбе становилось для ОАО «Краснодаркрайгаз» ООО «Краснодаррегионгаз», отказывавшее таким перебежчикам в продаже газа.

Граждане, естественно, пытались доказать свое право на свободный выбор в суде. И в районных судах получали поддержку. Только в районных. Суд второй инстанции в Краснодаре такие решения отменял. В основу его вердиктов ложился несложный текст с грамматическими ошибками, отражающий чаяния монополиста с учетом самых интимных нюансов. Абсурдный текст, не выдерживающий ни малейшей критики, но цитируемый вот уже несколько лет в краевом федеральном и арбитражном судах, как стишок Демьяна Бедного в школьной хрестоматии.

В краевом выпуске «Новой газеты» мы приводили примеры того, когда детские, нелепые, смешные грамматические, орфографические и стилистические ошибки из текстов одних «заказных» судебных решений перекочевывали в тексты других, аналогичных. Изначально тексты эти писали юристы газового монополиста в качестве кассационных жалоб на решения судов первой инстанции. Их дословно, вместе с ошибками, использовали судьи краевого суда.

Полагаете, это кого-то взволновало? Полагаете, на публикацию, к примеру, под названием «СУД И КСЕРОКС» поступило опровержение? Была назначена проверка по фактам деятельности конкретных судей, имена которых упоминались в газете?

Если вдруг профессионалы из Следственного комитета РФ параллельно с деятельностью краевых УВД и прокуратуры заинтересуются «бескорыстным» трюкачеством краевого суда, страна ахнет от вскрытых фактов. И то, что мы считаем демонстративным цинизмом людей в мантиях, самонадеянно представляющих себя судьями, укрепляет в россиянах веру в то, что все проблемы решаются исключительно на Манежной площади.

Фактов для такой проверки пруд пруди. Они настолько очевидны, настолько не замаскированы даже, что даже самые «упертые» правдоискатели понимают тщетность своих усилий. Это в уголовной сфере массовое убийство может спровоцировать десант следователей из Москвы. В экономической — массовый грабеж еще пока не впечатляет.

Хотя как тут сказать, где в УК РФ уголовник с ножичком отличается от уголовника с виртуальным, поскольку на виду не лежит, ножичком-рублем? Может, все же проверить? Хотя бы уж не весь Краснодарский край, на весь времени и сил Москвы может не хватить. Но олимпийский-то Сочи можно проверить?

Окончание. Начало в № 143

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow