СюжетыПолитика

Михаил Краснов о процессе Ходорковского-Лебедева

Этот материал вышел в номере № 145 от 24 декабря 2010 г.
Читать
Сегодня я получил электронную почту от Михаила Краснова – блестящего юриста, профессора Высшей школы экономики, а в 90-е годы помощника президента Ельцина по правовым вопросам. Ну и, конечно, постоянного и желанного автора «Новой газеты»....

Сегодня я получил электронную почту от Михаила Краснова – блестящего юриста, профессора Высшей школы экономики, а в 90-е годы помощника президента Ельцина по правовым вопросам. Ну и, конечно, постоянного и желанного автора «Новой газеты». Поскольку это письмо предназначено не только мне лично, но и нашей газете, приведу его с небольшими сокращениями.

Андрей Липский

  • Глядя сегодня на то, как растаптывается само понятие правосудия, мне хочется кричать. Но у меня для этого нет таланта. Поэтому свой выход эмоциям я нашел в известных прекрасных словах святого Августина Блаженного:

«Итак, при отсутствии правосудия что такое государства, как не большие разбойничьи шайки; так как и сами разбойничьи шайки есть не что иное, как государства в миниатюре. И они также представляют собою общества людей, управляются властью начальника, связаны обоюдным соглашением и делят добычу по добровольно установленному закону. Когда подобная шайка потерянных людей возрастает до таких размеров, что захватывает области, основывает оседлые жилища, овладевает городами, подчиняет своей власти народы, тогда она открыто принимает название государства, которое уже вполне присваивает ей не подавленная жадность, а приобретенная безнаказанность. Прекрасно и верно ответил Александру Великому один пойманный пират. Когда царь спросил его, какое право имеет он грабить на море, тот дерзко отвечал: "Такое же, какое и ты: но поскольку я делаю это на небольшом судне, меня называют разбойником; ты же располагаешь огромным флотом, и потому тебя величают императором"» («О Граде Божием»).

Латинское слово «justitia» (правосудие) иногда переводят как «справедливость». Но это лишь подтверждает, что правосудие в онтологическом смысле тождественно справедливости. Поэтому не может быть «независимого правосудия». Правосудие всегда объективно, справедливо и независимо. Оно или есть, или его нет.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow