СюжетыПолитика

Ледовое шоу

Вызволение замерзших судов в наше время — не героизм, а экономика чистой воды

Этот материал вышел в номере № 01 от 12 января 2011 года
Читать
Операция по спасению судов, оказавшихся в период новогодних праздников в ледовом плену в Охотском море, превратилась в большую пиар-кампанию с участием первых лиц государства. Впору было бы вспомнить и легендарный «Челюскин», да времена не...

Операция по спасению судов, оказавшихся в период новогодних праздников в ледовом плену в Охотском море, превратилась в большую пиар-кампанию с участием первых лиц государства. Впору было бы вспомнить и легендарный «Челюскин», да времена не те. Каждый шаг современной операции был обусловлен финансовыми мотивами.

27 декабря плавбаза «Содружество» (экипаж — 348 человек) зашла в пролив Невельского, где нет опасности попасть в шторм, и совершила остановку, чтобы планово перегрузить продукцию на рефрижератор «Берег Надежды» (экипаж — 35 человек). Но погода начала быстро меняться: мороз -30, к тому же тут Амур впадает в пролив и выбрасывает большие объемы пресной воды, которая замерзает быстрее соленой. Ледяная корка толщиной до полутора метров образовывается прямо на глазах, за несколько часов. Капитаны судов поняли, что ледяная ловушка для них захлопывается. В аналогичной ситуации оказались и другие корабли: научно-исследовательское судно «Профессор Кизеветтер», а также «Мыс Елизаветы» и «Антон Гурин».

Сигнал бедствия с «Берега Надежды» подали только 29 декабря — тогда пленников мог бы вытащить даже небольшой буксир, но помешал маленький нюанс: и спасательный буксир, и ледоколы, находящиеся в этом районе, принадлежат ОАО «Дальневосточное морское пароходство», но находятся в аренде у американской компании Exxon Neftegas до 2016 года.

Гонять корабли себе в убыток никто не собирается.

К счастью для моряков, их сигнал бедствия дошел-таки до верхушки вертикали власти — министр транспорта Игорь Левитин дал указание вывести ледоколы «Магадан», «Адмирал Макаров», а потом «Красин» для вызволения изо льдов Охотского моря терпящих бедствие судов.

30 декабря компания «Эксон Нефтегаз Лимитед» взяла финансовую гарантию с судовладельцев, в том числе института Росрыболовства, которому принадлежит «Профессор Кизеветтер», на 1,5 миллиона за каждый день спасательной операции.

Тем временем погода в проливе не менялась, а толщина льда только увеличивалась. Тем не менее 5 января ледокол «Адмирал Макаров» спас попавшие в ледяную ловушку суда «Мыс Елизаветы» и «Антон Гурин», а 7-го был спасен «Профессор Кизеветтер». Все это — корабли маленькие по габаритам, а сколько и каким образом будут вытаскивать плавбазу «Содружество» (тяжелее и шире на 28 метров, чем «Берег Надежды»), и представить сложно.

В понедельник глава Федерального агентства по рыболовству Андрей Крайний официально сообщил, что общая стоимость имущества, закованного во льдах (двух судов и груза) составляет около 1 миллиарда рублей, ежедневный простой стоит 1,5 миллиона рублей, а стоимость работы одного ледокола в сутки составляет 3 миллиона рублей.

Как пояснил Андрей Крайний, спасение жизни людей должно производиться за счет федерального бюджета, а спасение груза — это забота судовладельца (таковы международные нормы). В данном случае угрозы жизни людей не было, и если бы не вмешательство властей, спасением «Берега Надежды» и прочих вообще бы никто не занимался.

По мнению главы Росрыболовства, ситуация является чрезвычайной (так как не могла быть спрогнозирована заранее) и спасение груза в данном случае должно производиться за счет средств бюджета.

Комментарий

Татьяна Куликова ,_ начальник пресс-центра ОАО «Дальневосточное морское пароходство»:_

— Стратегическое управление идет из Москвы, а мы просто операторы ледоколов и стараемся обеспечить их всем необходимым для работы. То есть выступаем в роли судовладельца.

Существуют международные правила спасения, и если идет речь о человеческой жизни, то вопрос оплаты никто не поднимает. В данном случае угрозы ни человеческим жизням, ни имуществу нет. Суда могли бы простоять там до весны, когда смогут сами оттуда выбраться. Вообще, такие услуги платные. Указание следовать нашим ледоколам поступило от Росморречфлота. Пока вопрос оплаты остается щекотливым.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow