СюжетыОбщество

Архипелаг «Батрак»

Начальник колонии-посления в Татарстане ввел барщину и оброк для своих осужденных

Этот материал вышел в номере № 01 от 12 января 2011 года
Читать
В конце минувшего года бывший пресс-секретарь президента Татарстана Ирек Муртазин, отбывший в колонии более половины срока по известному приговору суда за клевету на Минтимера Шаймиева и возбуждение вражды к социальной группе «власть»,...

В конце минувшего года бывший пресс-секретарь президента Татарстана Ирек Муртазин, отбывший в колонии более половины срока по известному приговору суда за клевету на Минтимера Шаймиева и возбуждение вражды к социальной группе «власть», подал заявление об условно-досрочном освобождении. При этом он подчеркнул, что по-прежнему не признает себя виновным и независимо от времени, которое ему придется провести в колонии, убеждений своих не переменит.

Менделеевский районный суд может рассмотреть заявление Муртазина ориентировочно в январе. Сам осужденный особых надежд на правосудие не возлагает и более озабочен порядками в местах отбывания наказаний. Наши читатели имели возможность ознакомиться с несколькими открытыми письмами осужденного журналиста министру юстиции РФ Александру Коновалову. Сегодня мы публикуем еще одно письмо Ирека Муртазина. Вновь обращаясь к министру, журналист не просит для себя ничего. Он просит соблюдать закон в конкретном исправительном учреждении, и только.

Уважаемый гражданин министр! Снова приношу извинения за казенное обращение, но согласно правилам внутреннего распорядка в исправительных учреждениях я не могу обращаться к Вам по-другому. Осенью было опубликовано три моих письма к Вам («Новая газета» за 27 сентября, 4 и 11 октября 2010 года). Ответов на них я так и не получил. Те письма были надиктованы мною во время краткосрочных свиданий и встреч с адвокатами. Сейчас же решил обратиться к Вам, направив письмо через отдел специального учета.

Речь об исполнении требований уголовно-исполнительного законодательства, об организации труда осужденных. Дело в том, что в начале сентября я провел голодовку с требованием 8-часового рабочего дня, оплаты не менее минимального размера оплаты труда (4300 рублей) и выходных для работающих осужденных (как это предусмотрено статьями 104,105,129 УИК РФ).

На 7-й день голодовки меня принял начальник ФБУ ИК-10 полковник в/с Гарипов И.М. и пообещал, что труд осужденных будет организован в строгом соответствии с УИК РФ.

Голодовка была прекращена. Действительно, продолжительность рабочего времени осужденных, отбывающих наказание на участке колонии-поселения, была сокращена до 8 часов. Но, увы, продолжалось это недолго. Вскоре все вернулось на круги своя — к 10—11-часовому рабочему дню, а в некоторые дни и того больше.

С размером оплаты труда и выходными и праздничными днями Гарипов И.М. свое слово также не сдержал. Люди как получали за 10—11-часовую работу 300—340 рублей в месяц, так и получают (с учетом того, что 75% начисленной зарплаты удерживается на законных основаниях, получается, что осужденным начисляется 1200 — 1300 рублей ежемесячной оплаты). Если это не глумление, не унижение человеческого достоинства осужденных, то что это?

Сейчас, в разгар зимы, основной вид работы осужденных — это уборка снега. Несмотря на то что в ФБУ ИК-10 есть техника, она для уборки снега не используется. При этом техника используется, к примеру, для расчистки дороги к так называемой Базе, где проживает начальник колонии Гарипов И.М. Зачастую эта работа осуществляется в ночное время. К примеру, в ночь с 1 на 2 декабря 2010 года осужденный Р. Шакиров, работающий на тракторе Т-150, вернулся в барак в третьем часу ночи. Оказалось, что еще с вечера 1 декабря он занимался расчисткой дороги к «Базе», которая расположена в 18 километрах от ФБУ ИК-10 и к исправительной колонии не имеет никакого отношения (ну разве что она, повторяю, является местом фактического проживания начальника ФБУ Гарипова И.М.). Как удалось выяснить, объект «База» — это недвижимость, оформленная на имя одного из бывших сотрудников ФБУ ИК-10.

На этой же «Базе» постоянно проживают фактически в роли батраков, занятых на хозяйственных работах, осужденные П. Хрульков, С. Мартынов, А. Бородин, А. Рыжков, И. Бадретдинов, М. Сираев, В. Смирнов, И. Ибатуллин. К слову, И. Бадретдинов работает персональным водителем Гарипова И.М. на автомобиле БМВ (госномер Р722ЕР 16 rus). И что удивительно, и Бадретдинов, и остальные «батраки» получают за свою работу те же 305—350 рублей в месяц.

Судя по тому, что к «внезапным проверкам», которые периодически проводятся в ФБУ ИК-10 и о которых здесь, как правило, знают заранее, «батраки», проживающие на «Базе», привозятся в колонию-поселение, живут и работают они на «Базе» нелегитимно.

Кроме работы на «Базе» есть еще несколько видов работ, которые, видимо, тоже не совсем легитимны. К примеру, каждый день в колонию приезжает на автомобиле ВАЗ-2114 (госномер А937ТВ 16 rus) молодая женщина и увозит 10—15 человек в Менделеевск, на работу в системе ЖКХ. При этом осужденные числятся разнорабочими подсобного хозяйства ФБУ ИК-10, получают те же самые 305 —350 рублей в месяц, как и все остальные.

При подобной порочной системе организации труда осужденных ни о каком их исправлении не может быть и речи. Наоборот, порядки, установленные Гариповым И.М., ломают судьбы людей. За неполные полгода, что я нахожусь в ФБУ ИК-10, десяток осужденных был переправлен из колонии-поселения в колонию общего режима именно за отказ от работы, а фактически за отказ существовать в рабском положении. К примеру, осужденные А. Щигирев и А. Петров выполнили прекрасный ремонт учебного класса в кинологическом питомнике, а Петров параллельно построил гараж одному из знакомых Гарипова И.М., работая в г. Менделеевске без надзора. За свою работу по 13—14 часов в сутки без выходных они получили оплату около 300 рублей в месяц и тут же отказались работать вообще. Естественно, были наказаны — переправлены в колонию общего режима. Такая же участь постигла осужденных Мясникова, Спиридонова, Ягфарова, Муксинова и других (судебные решения можно поднять в Менделеевском районном суде Татарстана).

Уважаемый гражданин министр, переправлять это письмо «для проверки» в УФСИН РФ по Татарстану или Нижнекамскую прокуратуру по надзору за соблюдением законности в ИУ нет смысла. Не сомневаюсь, что проверяющие будут «тепло приняты» на той же «Базе» и отпишутся, что «информация не подтвердилась». Если же Вы направите в ФБУ ИК-10 беспристрастного проверяющего из Минюста РФ или центрального аппарата ФСИН РФ и он опросит осужденных (тех же «батраков» с «Базы» — Хрулькова, Рожкова, Смирнова, Сираева, Мартынова, Бородина, Ибатуллина, Бадретдинова), встретится с осужденными, переведенными в колонию общего режима (Спиридоновым, Мясниковым, Ягфаровым, Щигиревым, Петровым и др.), то, не сомневаюсь, у Вас будут основания для принятия самых серьезных мер и для принуждения администрации ФБУ ИК-10 неукоснительно соблюдать требования закона.

И.М. Муртазин ,
осужденный, отбывающий наказание
на участке колонии-поселения ФБУ ИК-10 (Республика Татарстан, г. Менделеевск)

Р.S. 24 декабря в Менделеевск приехали адвокат Зак Ю.С., мои друзья и родственники, и я передаю копию этого письма для направления прежним маршрутом (через редакцию «Новой газеты»), поскольку не уверен, что письмо покинет ФБУ ИК-10 через отдел специального учета колонии.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow