Расследования

«Непринятие экипажем решения об уходе на запасной аэродром»

Выдержки из отчета МАК

Этот материал вышел в № 02 от 14 января 2011 года
ЧитатьЧитать номер
Политика

Согласно отчету МАК, «непосредственной причиной катастрофы явилось непринятие экипажем своевременного решения об уходе на запасной аэродром при неоднократно и своевременно полученной информации о фактических метеоусловиях на аэродроме...

Согласно отчету МАК, «непосредственной причиной катастрофы явилось непринятие экипажем своевременного решения об уходе на запасной аэродром при неоднократно и своевременно полученной информации о фактических метеоусловиях на аэродроме Смоленск-«Северный» значительно хуже установленных для этого аэродрома минимумов, снижение вне видимости наземных ориентиров до высоты ухода на второй круг (100 метров) с целью перехода на визуальный полет, а также отсутствие должной реакции и требуемых действий при неоднократном срабатывании предупреждения системы раннего предупреждения земли (TAWS)».

Несмотря на плотный туман, экипаж запросил пробный заход на посадку. По российским аэронавигационным правилам командиры иностранных воздушных судов принимают самостоятельные решения о возможности посадки на аэродром, и диспетчер разрешил пробный заход, но со снижением только до 100 метров. Если с этой высоты земля по-прежнему не видна, самолету необходимо было уйти на второй круг. Экипаж это указание подтвердил.

В отчете МАК отмечается большая вертикальная скорость снижения— более 8 метров в секунду, команда диспетчера о прекращении снижения «горизонт 101». Однако пилот продолжал снижение, вероятно, пытаясь увидеть огни. Эксперты считают, что последние действия экипажа не были попыткой уйти на второй круг. Скорее — попыткой уклониться от столкновения с деревьями.

Предположение о прямом приказе президента Польши к снижению не подтвердилось. Однако установлено, что в кабине пилотов находились двое посторонних. Одного установить не удалось, другой — Главнокомандующий польских ВВС Анджей Бласик.  «Присутствие Главнокомандующего ВВС Республики Польша в пилотской кабине вплоть до столкновения самолета с землей оказало психологическое давление на принятие решения капитана воздушного судна о продолжении снижения в условиях неоправданного риска с имеющейся доминантной целью выполнения посадки «во что бы то ни стало».

Также имело место «длительное обсуждение экипажем с директором протокола МИД Польши (Мариуш Казана.Ред.) и экипажем польского Як-40 (самолет вез польских журналистов и сел за 1,5 часа до катастрофы.Ред.) информации о погоде и невозможности, со слов экипажа Ту-154М, посадки в аэропорту назначения». По мнению экспертов, это обсуждение также «увеличило психоэмоциональное напряжение экипажа и привело к возникновению у капитана воздушного судна состояния психологического конфликта мотивов: с одной стороны, он понимал, что посадка в сложившихся условиях небезопасна, с другой — существовала сильная мотивация на выполнение посадки именно в аэродроме назначения».

Эксперты считают, что «в случае ухода на запасной аэродром капитан ожидал негативной реакции Главного пассажира».

С полной версией окончательного отчета можно ознакомиться на сайте МАК:
http://www.mak.ru/russian/investigations/2010/files/tu154m_101/finalreport_rus.pdf

Видеореконструкция полета экспертами МАК выложена на сайте «РИА Новости»:
http://www.rian.ru/video/20100410/220606624.html

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera