СюжетыПолитика

Лукашенко должен освободить всех

Депутаты Европарламента ищут рычаги влияния на белорусский режим

Этот материал вышел в номере № 02 от 14 января 2011 года
Читать
В Евросоюзе надеялись, что режим в Белоруссии хоть и медленно, но меняется к лучшему, хотя и понимали, что многие улучшения косметические. Вечер 19 декабря прошлого года, когда в Минске были жестоко подавлены массовые выступления...

В Евросоюзе надеялись, что режим в Белоруссии хоть и медленно, но меняется к лучшему, хотя и понимали, что многие улучшения косметические. Вечер 19 декабря прошлого года, когда в Минске были жестоко подавлены массовые выступления оппозиции, уничтожил иллюзии.

Так глава ассамблеи «Восточного партнерства», депутат Европарламента из Болгарии Кристиан Вигенин определил смену настроя европейцев в отношении Белоруссии. Он был одним из десятков ораторов на состоявшемся во вторник в Европарламенте экстренном совещании по Белоруссии.

Европа пыталась вести воспитательную игру с диктатором, но это стало игрой в поддавки. Александр Лукашенко потерял чувство меры и преступил грань. После таких жестких дебатов и резолюций он по своему телевидению, наверное, скажет народу: вот, пожалуйста, в Европе не ждут Белоруссию. Европейцы же заявляют, что, наоборот, ее ждут, но без Лукашенко и его компании.

Евросоюз должен проводить двойственную политику в отношении Белоруссии: с одной стороны, изолировать Александра Лукашенко и его аппарат, с другой — увеличить помощь гражданскому обществу и демократическим силам; запретить въезд в Европу членам руководящей верхушки и облегчить визовый режим для обычных граждан, даже отменить визы для студентов, ученых, деятелей культуры; блокировать европейские активы чиновников, причастных к расправе в Минске, и дать европейские стипендии студентам, отчисленным за участие в демонстрации.

Таков общий настрой выступлений.

Итог дискуссии подведен в совместном заявлении председателя Европарламента Ежи Бузека и руководителей этих структур. Оно ляжет в основу проекта резолюции, которая будет принята на следующей неделе на пленарной сессии Европарламента в Страсбурге.

Решения Европарламента не имеют прямого действия, но к ним прислушиваются исполнительные органы ЕС и правительства стран союза. И не только его. Лукашенко не сможет кататься на лыжах и в швейцарских Альпах.

Исполнительная власть ЕС, как любая бюрократия, воздерживается от резких движений. Но комиссар Евросоюза Штефан Фюле, отвечающий за отношения с соседями ЕС, тоже высказался за «двойственный подход». Скорее всего, на заседании Совета министров иностранных дел ЕС 31 января будет подтвержден запрет на въезд в ЕС Лукашенко и белорусских чиновников из расширенного списка.

Санкции — да, несомненно. Но только как средство давления на режим, и ни в коем случае не на белорусов. Угроза более жестких санкций — как средство гуманитарного торга с режимом. Их можно избежать, выполняя условия. «Время на избежание санкций должно измеряться часами и днями, а не месяцами», — заявил Фюле.

Главная и первая цель санкций и угрозы санкций — это безусловное освобождение арестованных членов оппозиции, журналистов и участников демонстраций, отзыв абсурдных обвинений. «Наш главный приоритет — освобождение всех, кто был задержан вечером после выборов и остается в тюрьме, — заявил Ежи Бузек. — Должны быть немедленно сняты тяжелые обвинения против них. Тем, кто нуждается, должна быть оказана достаточная медицинская помощь. Это наши непременные условия, если Белоруссия хочет иметь вообще какие-либо отношения с ЕС».

Во время «белорусского дня» в Европарламенте был показан снятый оппозицией фильм о событиях 19 декабря. Один из его героев — трехлетний Даня, сын экс-кандидата в президенты Андрея Санникова и собкора «Новой газеты» в Минске Ирины Халип. Он еще не понимает всей происходящей драмы, но все больше скучает по родителям, плохо спит. В его присутствии проводятся бесцеремонные обыски, им заинтересовалась государственная служба опеки.

Андрею и Ирине «за попытку государственного переворота» грозят тюремные сроки до 15 лет. А Дане — детский дом.

Главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов, который участвовал в «белорусском дне» в Европарламенте, встретился с председателем ассамблеи Ежи Бузеком и предложил, чтобы тот потребовал от белорусских властей личного свидания его, Бузека, или других авторитетных парламентариев с заключенными в Минске. Чтобы узнать хотя бы об их состоянии. До сих пор к ним не пускают ни родственников, ни адвокатов. Бузек с энтузиазмом воспринял эту идею. Во всяком случае, обещал сделать все, чтобы помочь политическим узникам.

На пресс-конференции, которую Муратов вместе с председателем подкомитета Европарламента по правам человека Хейди Хауталой дал в зале имени Анны Политковской пресс-центра Европарламента, прозвучали и другие идеи о воздействии на «последнего диктатора Европы». Например, внести денежный залог для изменения меры пресечения до суда. Тогда бы к Дане вернулась мама. Или напечатать в ведущих мировых СМИ список европейских и российских компаний, которые, сотрудничая с режимом Лукашенко, способствуют его обогащению. В Европе репутация бизнеса дорого стоит.

В «белорусском дне» в Брюсселе участвовали представители оппозиции Александр Милинкевич и Андрей Александров, первый глава независимой Белоруссии Станислав Шушкевич, сестра Андрея Санникова — Ирина Богданова, дочь другого кандидата, увезенного в тяжелом состоянии в тюрьму из больницы, выдающегося белорусского поэта Владимира Некляева — Ева Некляева…

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow