СюжетыЭкономика

Из Мавроди сделали пугало

Почему крестному отцу Лени Голубкова не дают снова сыграть в игру, так популярную в нашей стране

Этот материал вышел в номере № 02 от 14 января 2011 года
Читать
Сергей Мавроди за неполную рабочую неделю стал в нашей стране пугалом пострашнее, чем Джулиан Ассандж для США и Европы. О борьбе с новой, еще не созданной, а скупо анонсированной им пирамидой уже заявили депутаты Госдумы,...

Сергей Мавроди за неполную рабочую неделю стал в нашей стране пугалом пострашнее, чем Джулиан Ассандж для США и Европы. О борьбе с новой, еще не созданной, а скупо анонсированной им пирамидой уже заявили депутаты Госдумы, высокопоставленные представители МВД, Федеральной службы по финансовым рынкам, Федеральной антимонопольной службы и даже лично глава Роспотребнадзора г-н Онищенко.

Общая тональность высказываний: запретим, хотя не знаем, как.

Несоразмерная на первый взгляд уровню угрозы реакция свидетельствует об одном: угрозу представляет собой не Мавроди. Справиться с этим гениально-безумным очкариком, пожалуй, можно. Но, во-первых, в России существовали и успешно существуют множество структур, которые давно и успешно работают по принципу, который Мавроди по своей давней мессианской привычке анонсировал как уникальный. Во-вторых, сам принцип пирамиды слишком укоренился в нашей политической и экономической жизни.

Та же вертикаль власти — тоже пирамида, в которой низы отдают все, что у них есть, наверх — и получают взамен суррогат счастья. Главное — не думать, а верить тому, что говорит тебе тот же десятник, сотник, тысячник.

Экономическая модель, построенная на все возрастающей эксплуатации нефтегазовых доходов, — тоже по сути своей пирамида. Она может работать, расти вверх, только если ее основание постоянно подпитывается извне. Например, за счет роста цен на нефть. Не исключено, к примеру, что в следующем году они будут находиться в районе сакральной отметки $100 за баррель. Но и это не спасет наш дефицитный бюджет. Потому что его пирамида начала расти в 2003 году и не остановилась в 2008-м. Она могла бы функционировать нормально, то есть расти дальше, только при $200, а через год — при $250.

Так что Мавроди по отношению к нынешнему режиму — не бунтарь, а скорее юродивый. А режим не терпит ни малейшей несанкционированной пародии (вспомним историю с запретом сцены перевода стрелок часов в спектакле про Золушку). Наверное, он и так слишком смешной — против своей воли.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow