Сюжеты

Формула минус 1

Убийства на дорогах будут продолжаться до тех пор, пока у VIP-персон не отнимут лицензию на езду без правил

Этот материал вышел в № 06-07 от 24 января 2011 года
ЧитатьЧитать номер
Политика

Зинаида БурскаяКорреспондент

 

На прошлой неделе произошло сразу четыре аварии с участием VIP-авто в Московском регионе. Во вторник на пересечении Олимпийского проспекта и Садового кольца служебный автомобиль руководителя Федеральной службы по надзору в сфере...

На прошлой неделе произошло сразу четыре аварии с участием VIP-авто в Московском регионе. Во вторник на пересечении Олимпийского проспекта и Садового кольца служебный автомобиль руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Владимира Кириллова спровоцировал столкновение. В среду водитель Audi А8L, двигаясь по резервной полосе с включенным спецсигналом, сбил инспектора ГИБДД, регулирующего дорожное движение.  Вечером того же дня на Рублево-Успенском шоссе автомобиль полпреда президента в Госдуме Гарри Минха столнулся с Opel Astra; водитель Минха погиб, водитель Opel c множественными переломами доставлена в больницу, полпред не пострадал. В пятницу на том же шоссе замыкающий кортеж высокопоставленной персоны Merсedes Е-класса сбил насмерть пешехода.

Должны ли простые граждане платить своей жизнью и здоровьем за комфорт перемещения чиновников и бизнесменов? Оказывается, должны. Ведь, несмотря на огромное количество аварий, случающихся по вине VIP-авто на дорогах страны, истинно виновные не несут наказания, а список машин, которым разрешено использовать спецсигналы, постановлениями правительства только расширяется…

Среда, полдевятого вечера. «Главная трасса России» Рублево-Успенское шоссе в районе железнодорожной платформы Раздоры — одна полоса в каждую сторону. Обочины занесены снегом. В направлении из Москвы в область характерная для этого времени суток пробка. Но 23-летняя Елена Ярош, для домашних — Алена, едет в другую сторону. Алена и ее отец Александр — оба они архитекторы — возвращаются со строительного объекта домой. Алена на Opel Astra впереди, отец в минуте-двух позади.

Куда едет на служебной BMW с госномерами А073МР97 полпред президента в Госдуме Гарри Минх, точно не известно, скорее всего — тоже домой;  автомобиль движется в сторону области. Полпред очень-очень торопится. «Членовоз» с мигающим «синим ведерком» на крыше, то выезжая на встречную полосу, то возвращаясь в свой ряд, пытается обойти пробку. С автомобилями, которые движутся в сторону столицы, BMW разъезжается с трудом.

Алена едет небыстро, около 40 км/ч — в районе железнодорожной платформы  Раздоры движение в сторону Москвы замедляется. Перед ней идет Audi Q7.  BMW совершает свой очередной и явно неожиданный для других участников движения маневр. Audi чудом удается избежать столкновения — водитель выкручивает руль и влетает в придорожный сугроб. У Алены времени на маневр уже не остается. После столкновения Opel отбрасывает на обочину, BMW вылетает на полосу в сторону области.

Александр Ярош, отец Алены, подъехал к месту аварии спустя несколько минут. Вначале заметил разбитый BMW, потом Audi Q7 и машину дочери на обочине. Уже прибыли сотрудники ГИБДД (рядом с местом ДТП находится пост), остановились очевидцы — чтобы оказать помощь и оставить номера телефонов. Алену с помощью добровольцев удалось извлечь из машины достаточно быстро. Первая машина «скорой помощи» из-за пробок смогла добраться до места аварии только через полчаса. Врачи «скорой» разрывались между Аленой и водителем BMW Владимиром Шугаевым, зажатым в перекореженной машине, — к тому моменту он был еще жив, однако получил травмы еще более серьезные, чем у Алены, — подушки безопасности на водительском месте BMW не сработали скорее всего из-за того, что водитель не был пристегнут. Еще через 20 минут подъехали спасатели с гидравлическими ножницами.

В СМИ первая информация об этой аварии появилась сутки спустя. Одновременно с ней — официальный комментарий пресс-секретаря Управделами президента Виктора Хрекова: машина полпреда Минха двигалась по своей полосе, а значит, на встречку выехал именно Opel. Сам Минх от комментариев, сославшись на занятость, отказался.

* * *

В соответствии с последней редакцией Правил дорожного движения РФ, водитель машины, оборудованной спецсигналами, а именно проблесковым маячком синего цвета, может отступать от правил, распространяющихся на остальных участников движения, только в случае выполнения неотложного служебного задания. При этом оба спецсигнала — и маячок, и сирена — должны быть включены. Водитель может приступить к маневру только в том случае, если предварительно убедился, что другие участники движения уступают ему дорогу.

Понятно, что «неотложное служебное задание», которое так стремился выполнить в среду вечером Гарри Минх, скорее всего мало отличалось от целей «простых смертных» — участников движения и заключалось в том, чтобы побыстрее добраться до дома. Однако представители Управделами президента от комментариев по этому поводу пока отказываются. Молчат они и по поводу того, были ли включены оба спецсигнала у «членовоза». Свидетели аварии видели включенный маячок, однако спецсигнала не слышал никто. О том, убедился ли водитель BMW в том, уступают ли ему другие участники движения дорогу, наиболее красноречиво свидетельствуют последствия аварии.

* * *

Точно сказать, сколько лет длится война между простыми автолюбителями и мигающими маячками и крякающими сиренами «членовозами», не представляется возможным. Последней каплей стала трагедия на Ленинском проспекте с участием автомобиля вице-президента ЛУКОЙЛа Анатолия Баркова (см. нашу подборку VIP-аварий на нашем сайте). Тверской районный суд посчитал, что в аварии виноват водитель Citroen, и дело было закрыто.

Федерация автовладельцев России (ФАР) начала сбор подписей за ограничение использования спецсигналов и изменение ПДД и ввязалась в переписку с администрацией президента. Под обращением подписалось более пяти тысяч россиян. Итог: администрация президента переписку с ФАР прекратила.

Примерно тогда же появились «синие ведерки» — водители прицепляли на крыши своих авто игрушечные или настоящие, полноразмерные синие ведра, символизирующие пресловутую мигалку, и ездили так по улицам города, объединялись в автопробеги, устраивали акции протеста. Итог: Госдума приняла поправки к закону о проведении массовых акций, которыми акции с использованием автомашин фактически приравниваются к митингам.

И только в декабре 2010-го, вскоре после нападения охраны VIP-кортежа на не успевшего освободить дорогу водителя, Нургалиев, Путин и ряд других лиц, пользующихся услугами «членовозов», сделали ряд заявлений со словами «хамство», «безобразие», «проверить», «разобраться». Но слова так и остались словами.

P.S. В субботу пост начальника столичного ГИБДД вместо генерал-майора милиции Сергея Казанцева, еще ранее отправленного в отставку, занял бывший главный государственный инспектор безопасности дорожного движения Ярославской области полковник милиции Александр Ильин.

Смотрите, кто

Гарри Минх, высокопоставленный пассажир

В 1992 — 2000 годах работал на различных должностях в Главном государственно-правовом управлении (ГГПУ) президента РФ. С октября 2002 по апрель 2004 года — полномочный представитель Правительства РФ в Совете Федерации. С 2004 года — начальник правового департамента аппарата Правительства РФ.

В 2009 году назначен на должность полномочного представителя президента РФ в Госдуме, сменив на этом посту Александра Косопкина, погибшего из-за крушения вертолета во время охоты на Алтае.

Преподает в Государственном университете — Высшей школе экономики (ГУ-ВШЭ), профессор кафедры конституционного и административного права.

Владимир Шугаев, водитель

Мастер спорта по авторалли, бронзовый призер чемпионата России по авторалли, инструктор контраварийной подготовки. Окончил курсы при гараже особого назначения ФСО России.

Авария, произошедшая 19 января на Рублевке, — не первое ДТП с участием служебного автомобиля Минха. 12 октября прошлого года BMW с госномерами А073МР97 с включенными спецсигналами попытался пересечь проспект Вернадского на красный свет. Водителю Volvo, двигавшемуся на зеленый свет, пришлось резко затормозить, чтобы пропустить машину Минха, секунду спустя в Volvo влетел не успевший затормозить автобус. Пострадавших нет, водитель автобуса заплатил штраф.

ЖЖ-пользователь Андрей Мальгин (avmalgin) опубликовал в своем блоге несколько ссылок на фото и видео с участием служебной машины Минха. Материалы посвящены выездам на встречную полосу в центре Москвы и на Рублево-Успенском шоссе. Номера машины на большинстве видео хорошо видны — все те же А073МР97.

Особой популярностью в эти дни пользовались видео с видеорегистратора, установленного в машине полпреда. Судя по всему, за день до аварии их опубликовал сам водитель Минха Владимир Шугаев (их можно найти на его страничке на mail.ru и myspace.com). Под звуки радио «Эхо Москвы» или спокойную музыку водитель демонстрирует, как за считаные минуты можно миновать всю Рублевку, — с опасными для других участников движения обгонами, многочисленными выездами на встречку и проездом на красный сигнал светофора.

Комментарии

Виктор Хреков, пресс-секретарь Управления делами президента.

— Верна ли информация о том, что один из автомобилей — участников ДТП двигался по полосе встречного движения?

— Это не вполне корректная постановка вопроса. Мы полагаем, что автомобиль Минха двигался по своей полосе. Следы аварии свидетельствуют об этом. Однако надо оговориться, что это только предположение и точнее об этом смогут сказать только эксперты.

— На чем основана эта информация?

— Наши представители выезжали на место аварии.

—  Автомобиль, в котором ехал Гарри Минх, — это служебная машина?

— Это автомобиль, который находится на балансе ФГУ «Транспортный комбинат России» Управления делами президента России. Водитель автомобиля также являлся сотрудником «Транспортного комбината России».

— Уточните, пожалуйста, состояние участников ДТП, помимо погибшего водителя Владимира Шугаева.

— По нашим данным, состояние Гарри Минха — нормальное, он получил небольшую ссадину. Что же касается девушки — она получила переломы.

— Возбуждено ли уголовное дело по факту ДТП?

— Вероятно, раз погиб человек, уголовное дело будет возбуждено. Хотелось бы также добавить, что Владимир Шугаев был очень опытным водителем с многолетним стажем работы.

Александр Ярош, отец Алены Ярош:

— Авария произошла 20 января, в районе девяти часов вечера на Рублево-Успенском шоссе, у поселка Раздоры. Моя дочь ехала в сторону Москвы, я — примерно в пяти минутах за ней. Самого столкновения я не видел. Но есть свидетели — три человека, которые дали письменные показания сотрудникам ДПС.

Сотрудники ДПС прибыли практически сразу: рядом находится пост. Долго ждали «скорую». Алене было очень холодно, она вся дрожала, жаловалась на то, что все болит…

Состояние дочери врачи оценили как средней степени тяжести. В двух местах сломана левая рука, серьезные смещения, перелом голеней обеих ног, раздроблена стопа, сильный ушиб грудной клетки, сотрясение мозга. Вечером после аварии Алену отвезли в больницу Одинцова, на следующий день мы перевезли ее в Боткинскую в Москве. Перед тем как мы забрали дочь из Одинцова, в больницу приезжали два сотрудника Управления делами президента, поинтересовались состоянием здоровья, спросили, что случилось. Я сказал, что их водитель выехал на встречку, есть свидетели. Они уехали.

Андрей Орел, координатор московского отделения Федерации автовладельцев России:

— Обычные машины на Рублево-Успенском шоссе не ездят по встречной полосе: слишком много сотрудников ГИБДД. Так ездить могут позволить себе только «необычные».

Водитель машины с включенными спецсигналами — и световым, и звуковым — всегда должен вначале убедиться в том, что ему уступили дорогу, и только после этого совершать маневр. Это же касается и выезда на встречную полосу. В случае с ДТП на Рублевке, учитывая то, что еще один автомобиль, Audi, уворачиваясь от столкновения, вылетел на обочину, а Opel, идущий за ним, и вовсе не смог увернуться, ни о какой осмотрительности со стороны водителя BMW не шло и речи, это очевидно.

Были ли у BMW включены спецсигналы или нет, пока точно не известно: отец девушки этого не помнит, связи с другими свидетелями у нас еще нет. Однако известно, что один из очевидцев, ехавший в одном направлении с BMW, давал показания сотрудникам ГИБДД. Он говорил, что BMW часто выезжал на встречку для обгона, то есть наблюдал машину некоторое время, и наверняка сможет прояснить, какие спецсигналы были включены у «спецавто», а какие — нет.

Видеоматериалы с места происшествия есть — это точно известно, и было заявлено, что их уже изучают. Вопрос в другом: какими они дойдут до нас с вами —  с картинкой, перекрытой рекламными щитами, или нам просто скажут, что камеры не работали…

Установка на машины со спецсигналами системы ГЛОНАСС, о чем в пятницу заявил пресс-секретарь Управделами президента господин Хреков, — это, конечно, здорово. Проблема только в одном — в погрешности этой системы навигации, которая составляет около 15 метров. И решить проблему выезда на встречную полосу это явно не поможет.

Евгений Гильдеев, начальник управления информации и общественных связей ГУВД Московской области:

— В пятницу по факту аварии на Рублево-Успенском шоссе было возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного частью 3 (нарушение лицом, управляющим транспортным средством, Правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека.Прим. ред.) статьи 264 «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств» УК РФ.

Расследованием дела занимается Главное следственное управление при ГУВД по Московской области. В дальнейшем материалы будут переданы в суд, который и определит степень вины того или иного лица.

Насколько нам известно, трое свидетелей ДТП давали письменные объяснения сотрудникам ГИБДД непосредственно на месте аварии. Наши следователи также будут вызывать их на допросы. Сейчас мы просим всех, кто стал свидетелем этой аварии, выйти на связь.

Если вы стали свидетелем аварии, звоните по телефонам ГУВД МО: 8 495 667-48-01, 8 495 609-84-15.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera