Сюжеты

Экспансия с выгодой

Континентальная хоккейная лига готова платить за «хорошую» игру любые деньги. В исполнении заокеанских клубов

Этот материал вышел в № 06-07 от 24 января 2011 года
ЧитатьЧитать номер
Спорт

Владимир Мозговойобозреватель «Новой»

 

Проверив осенью в Питере и Риге организационные и имиджевые возможности России и постсоветского пространства, североамериканская Национальная хоккейная лига пошла дальше. Теперь к нам могут отправить три клуба, причем на выбор. И это не...

Проверив осенью в Питере и Риге организационные и имиджевые возможности России и постсоветского пространства, североамериканская Национальная хоккейная лига пошла дальше. Теперь к нам могут отправить три клуба, причем на выбор. И это не какие-то там прошлогодние «Каролина» с «Финиксом», берите выше.

Линейка вполне пристойная, не придерешься — тут и легенды североамериканского хоккея «Рейнджерс» с «Эдмонтоном», и «клуб Овечкина» «Вашингтон», и единственный из первоначального списка обладатель в новом столетии Кубка Стэнли «Анахайм», и крепкий «Баффало». Выставочными матчами дело не ограничится — НХЛ предложила провести и пару игр своего регулярного чемпионата на территории КХЛ, чего прежде никогда не случалось.

Боссы нашей лиги в восторге, хоккейная общественность обсуждает варианты, клубы и города готовы вступить в схватку за право участвовать в проекте, все уже делят шкуру неубитого медведя и предвкушают на стыке сентября и октября небывалое пиршество. Овечкин и Семин против московского «Динамо», «рейнджеры» в Омске, схватка гигантов НХЛ в столичном «Мегаспорте» и на проспекте Большевиков в Питере — громких вывесок хватает уже сейчас. Двадцать лет с коварной НХЛ воевали, а теперь вот мир-дружба, взаимное уважение, сближение и совместное продвижение хоккея как глобального проекта — чем не повод для эйфории?

Чтобы слегка охладить восторги, замечу, что хоккейная Россия — не страна третьего мира (КХЛ, кстати, позиционирует себя как вторая по силе мировая лига), североамериканские боссы меньше всего озабочены продвижением чужого продукта, а вот проникновением своего занимаются давно и небезуспешно. Когда великое противостояние Канада — СССР ушло в прошлое, лига стала осваивать европейское пространство — для Финляндии, Швеции и Чехии выставочные и официальные матчи с участием сильнейших клубов НХЛ давно не в диковинку. Они даже приелись — в прошлом году три центра европейского хоккея (Стокгольм, Прага и Хельсинки) не собрали ни одного аншлага с участием заокеанских клубов. Сигнал был внятный: пора на Восток, в Россию.

Это не клубы придумали. Для клубов любой марш-бросок через Атлантику — головная боль, чего руководители тех же «Вашингтона» и «Рейнджерс» и не скрывают. Менее всего их заботит спортивная составляющая, там никому в голову не придет на основе выставочных матчей сравнивать силы двух лиг (чем у нас занимаются с особым удовольствием) — как максимум это проверка состояния команды перед началом сезона. О безразличии к результату говорить нельзя (канадцы есть канадцы), но любой ценой побеждать никто из гостей не собирается.

Это же не суперсерии 70—80-х годов прошлого столетия, когда за противостоянием в области хоккея стояло соревнование двух политических систем. Соответственно, слово «престиж» стоило дороже любых денег, а товарищеские матчи имели едва ли не больший накал, чем официальные в рамках каких-либо турниров. Нынче же все наоборот — во всяком случае, применительно к матчам, которые называют выставочными или контрольными.

Конечно, подоплека в любом российско-заокеанском противостоянии присутствует, и североамериканцы слегка лукавят, говоря о полном ее отсутствии, но главное для них — экономическая выгода. Они пальцем не пошевелят без просчета каждого шага, им все наши ахи и охи по поводу Овечкина и компании интересны в основном в плане перспектив получения максимальной прибыли, которая должна оправдать связанный с дальним визитом дискомфорт.

О наших экономических перспективах говорить не приходится. Нет у нас дворцов на 20 тысяч зрителей, не могут болельщики выкладывать по три-четыре тысячи (хотя бы) рублей за одно посещение, КХЛ приходится самой оплачивать телепроекты, а на продаже атрибутики тоже много не отобьешь. Позиция руководства КХЛ вполне альтруистическая: деньги — гостям (конкретная сумма расходов и расчетов неизвестна, но речь идет о сотнях тысяч долларов), хозяевам, то есть всем нам, — праздник.

Это с какой стороны посмотреть. Для того же Омска (а может, для Казани или Уфы) вывеска «Авангард» — «Нью-Йорк Рейнджерс» приманка лакомая, как и для Москвы «Динамо» — «Вашингтон Кэпитэлз». В Сибири Яромир Ягр (если он останется в Омске) — против своей бывшей команды, в столице Александр Овечкин тоже против родного, но нового «Динамо» (для бывшего ХК МВД такая встреча в имиджевом плане ох как важна!). Но битвы как таковой наверняка не будет — матчи-то выставочные, травмы никому не нужны. Тот же Овечкин еще и как советник нынешнего президента ОХК «Динамо» Михаила Тюркина вряд ли станет привычно лютовать и крушить всех подряд, и помимо всего прочего — за кого болеть? Ответ «за хороший хоккей» вряд ли в этом случае устроит.

С «их» внутренними матчами еще сложнее — вот там точно нужно все рассчитывать и просчитывать, иначе можно и зрителей недобрать. Хоккей на больших площадках — несколько другой (некоторые специалисты считают, что совсем другой), от первых матчей официального заокеанского сезона особых откровений ждать не приходится, да и что мы, НХЛ не видели? По ТВ кому надо — сколько угодно.

Вот кто рвется в бой, так это подмосковный «Витязь». Пока наши клубы-монстры радуются или ожидают вестей, клуб генерального менеджера Алексея Жамнова и главного тренера Андрея Назарова уже вовсю ведет переговоры с Нью-Йорком и дает комментарии. Эта «история в истории» выглядит как курьез — аутсайдеру КХЛ после кулачного побоища в Омске и жестких санкций лучше бы помолчать, но «Витязь» без пиара не может и готов напомнить о себе при любом удобном случае. Стремление в чем-то похвальное, но даже если руководство КХЛ даст добро (в чем я очень сильно сомневаюсь), то принимать «рейнджеров» на скромнейшем чеховском трехтысячнике… Это даже не смешно.

…Принимая предложение североамериканской стороны, за ценой хозяева в лице КХЛ готовы не постоять. Это означает только, что последнее слово при любом развитии событий будет за боссами и клубами НХЛ. Они все просчитают и выберут наиболее оптимальные для себя варианты — и по городам, и по соперникам, и по логистике, и по доходам. За «Вашингтон» и компанию в этом плане можно не беспокоиться, своего не упустят.

А вот КХЛ не сегодня, так завтра придется задуматься о формате и, если продолжать сотрудничество, предложить какие-то новые нестандартные и взаимовыгодные ходы. Иначе через пару лет контрольные матчи с клубами НХЛ будут вполне себе рядовым событием — и для болельщиков тоже.

Тем более что грядет 40-летний юбилей Суперсерии-1972, открывавшей новую эру в истории мирового хоккея — и тут уж канадской стороне волей-неволей придется откликнуться на инициативу Федерации хоккея России отметить дату с размахом, достойным события. Пока предлагаются разные варианты, но выставочными их не называет никто.

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera