Сюжеты

На подступах к «Оскару»

В афише февраля доминируют американцы

Этот материал вышел в № 12 от 4 февраля 2011 года
ЧитатьЧитать номер
Культура

Лариса Малюковаобозреватель «Новой»

Так уж сложилось, в феврале прокатчики вывешивают на киноафише американский флаг. Символический, разумеется. На подступах к «Оскару» публика выбирает кино, приглянувшееся академикам. Тело танца Психотриллер «Черный лебедь», открывавший...

Так уж сложилось, в феврале прокатчики вывешивают на киноафише американский флаг. Символический, разумеется. На подступах к «Оскару» публика выбирает кино, приглянувшееся академикам.

Тело танца

Психотриллер «Черный лебедь», открывавший Венецианский кинофестиваль, номинирован по пяти номинациям. Непредсказуемый экспериментатор Даррен Аронофски за свой фильм уже и вознесен до небес за изобретательность, и развенчан критикой за «попсовость». Поклонники его разномастных мощных новаторских драм («Пи», «Реквием по мечте», «Фонтан») не ожидали от своего кумира, что он столь демонстративно и стремительно взлетит на голливудские холмы. Между тем «Черный лебедь», снятый за $17 млн, уже в Америке собрал около $90 млн.

Но, по сути, и в мускулистом «Рестлере» (главный приз Венеции), и в рафинированном «Черном лебеде» режиссер искусно осваивает пространство арт-мейнстрима.

Нина (Натали Портман) — розовое облако невинности, воплощение грации и истового служения Терпсихоре, чистое воплощение Белого лебедя. Невинность, инфантильность, фанатичная старательность. В общем, если в этот чистый воздушный мир не впустить хотя бы толику тьмы — фиаско неотвратимо. По Аронофски, самая страшная и кровавая битва происходит не вовне (с соперницами по балетной труппе, завистниками, искусителями), а внутри. В его фильмах герои вступают в противоборство с самими собой… и не всегда выигрывают. Его любимый сюжет — подъем по отвесной скале на недостижимый пик «Совершенство». Прочесть и расшифровать иррациональное и бесконечное число «пи» (фильм «Пи»). Победить время («Рестлер»). Найти лекарство от рака, а значит, отыскать древо жизни («Фонтан»). По сути, все герои пытаются если не схватить Бога за бороду, то приоткрыть запретную дверь, дабы узреть истину.

«Стой или умрешь» — девиз Рестлера. Близость к совершенству для героини «Черного лебедя» возможна лишь в пограничье между жизнью и смертью. И пока сквозь розовую кожу, покрывающуюся царапинами, мозолями, болячками, не прорастут черные перья — Нине не овладеть ролью Черного лебедя, воплощающей Зло.

Сюжет не нов. Но Аронофски — мастер визуальных метафор — прописывает партитуру фильма с хореографической дотошностью. Здесь и замысловатая игра со сценическим светом, и капризные зеркала, нагло лгущие реальности.

Можно спорить о качестве фильма, однако работа Натали Портман — бесспорна и успешна во всех отношениях. Она — главная претендентка на «Оскар». К тому же и балетное искусство, которым она почти овладела, уже принесло ей «высшую» награду. Она обручилась со своим балетмейстером и партнером по фильму Бенджамином Мильпье — вскоре у них родится ребенок.

Повесть о настоящем Прометее

Чрезмерно обласканный за «Миллионера из трущоб» Дэнни Бойл снял антиглянец «127 часов». Вместо шумного многонаселенного Мумбая режиссер сосредоточился практически на одном герое в совершенно безлюдном месте. Фильм, по крупицам восстанавливающий историю скалолаза Арона Ральстона (Джеймс Франко), 127 часов провисевшего в безлюдном ущелье в Юте. Свалившийся валун придавил к скале руку искателя приключений. Пять дней один на один в нескончаемом поединке с судьбой. Озадаченный простой, но практически неисполнимой идеей — остаться в живых. Для этого надо всего лишь… стать титаном.

Субъективная камера (мы все время рядом с Ароном, лицом к лицу, зрачок к зрачку). К тому же он сам себя снимает на маленькую камеру. В общем, ощущение, что «висим» вместе. Долго. Кажется, что час за часом. Ночь за днем. Зритель мысленно кричит режиссеру: «Довольно! Достал!» Хочется из этого ущелья… в толпу, на вечерники, где Арона ждут. К девушкам, которым он назначил свидание и теперь катастрофически опаздывает. К воде, шампанскому, пиву — которые льются рекой — без него. Не смотреть же, как обезумевший от жажды и тоски герой ждет, пока моча — его единственный, хоть и отвратительный, «нектар жизни» — осядет. Здесь, в ущелье, наедине с Ароном особенно остро ощущаешь ценность жизни. И мотивацию невозможных для обычного человека поступков, которые герой должен совершить.

Фильм Бойла перекликается с «Погребенным заживо» Родриго Кортеса, историей про американского контрактника в Ираке, очнувшегося в деревянном гробу. Но в отличие от минималистского, освещенного практически одной зажигалкой фильма Кортеса, Бойл апеллирует к широкой аудитории. В арсенале средств он использует не только черные натуралистические краски, но и юмор (большей частью тоже мрачный). А главное — прописанный невидимыми буквами, но с самого начала очевидный хеппи-энд. В результате скромная повесть о настоящем американце, прикованном к скалам и бросившем вызов богам, принесла авторам шесть номинаций на «Оскар». Не знаю, как в Америке, а у нас желающих понаблюдать за долгими мучениями и подвигом заокеанского героя найдется не слишком много. Для этого у нас существует «программа новостей».

Гвозди бы делать из этих людей

Боксерская драма Дэвида О. Рассела «Боец» также основана на реальных событиях. Это история восхождения в сонм победителей ирландца Микки Уорда (Марк Уолберг), ставшего чемпионом мира в легком весе.

Кристиан Бэйл сыграл роль Дикки Эклунда, брата и по совместительству тренера Уорда. Вне сомнения, это тоже история преодоления — в масштабах всей жизни и одного боя. Если соперник тяжелее на 10 кг, значит… надо его победить. Эклунд и сам был подающим надежды спортсменом, но его из колеи выбило пристрастие к наркотикам. Теперь для братьев главное — восстановить «сбитое дыхание» в беге судьбы. И провести «последний и решительный бой». Сюжет для Голливуда также вполне традиционный, поэтому и обеспечен семью номинациями на «Оскар».

Обескураженные ошибкой в написании названия нового фильма Алехандро Гонсалеса Иньярриту (Biutiful — вместо Beautiful) прокатчики поступили просто, озаглавив фильм «по-русски» — «Бьютифул». Хотя вернее было бы «Красата». Это фильм о неправильном сдвиге судьбы, ошибке, укорененной где-то далеко, в прошлом, которую пытается отыскать в собственной судьбе герой фильма Уксбаль (Хавьер Бардем). Разведенный отец-одиночка… к тому же смертельно больной. К тому же по уши увязший в криминале — добывании денег нелегальным путем. Посредник между бесправными эмигрантами и продажными полицейскими. Жалко всех: детей, эмигрантов живых и мертвых, смертельно больного героя. И зрителя. Слишком душещипательно, несмотря на путаные сюжетные перекрестки, чересчур прямолинейно. Возможно, оттого, что Иньярриту впервые работает без своего постоянного сценариста Гильермо Арриаги, картина вышла более плоской и однозначной. Впрочем, это субъективное суждение. Академикам колоритная испано-язычная картина понравилась настолько, что номинируется в категории «Лучший иностранный фильм», а Хавьер Бардем имеет реальный шанс называться «Лучшим актером года».

По-прежнему доминантной оскаровской темой остается сюжет преодоления. Голливуд, как и встарь, не устает не только развлекать зрителя, но и оказывать ему качественную психологическую, я бы сказала, психоаналитическую поддержку. Мир становится опасен и непредсказуем. Надо приучаться полагаться исключительно на собственные силы, как говорит герой «Бойца»: «Не терять концентрации».

P.S. В феврале на российские экраны выйдут и победившие в гонке претендентов на «Оскар»: «Король говорит!» (картина Тома Хупера о британском монархе Георге VI была отмечена в 12 номинациях) и «Железная хватка» братьев Коэнов (экранизация книги американского писателя Чарльза Портиса, вышедшей в 1968 году, получила 10 номинаций). Так что к оскаровской ночи и российская публика получит возможность воочию убедиться, насколько справедлив вердикт заокеанских академиков.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera