Сюжеты

Кто такая Глория Мунди?

Книга Валерия Кичина «Там, где бродит Глория Мунди» (М.: Время, 2011) — пятнадцать серий, сложенных в захватывающий сериал

Этот материал вышел в № 12 от 4 февраля 2011 года
ЧитатьЧитать номер
Культура

 

Действующие лица. Актеры, режиссеры, музыканты... Уникальные творческие личности. К тому же на редкость неравнодушные. Рина Зеленая и Василий Шукшин, Марк Захаров и Владимир Хотиненко, Муслим Магомаев и Александр Абдулов, Аркадий и...

Действующие лица. Актеры, режиссеры, музыканты... Уникальные творческие личности. К тому же на редкость неравнодушные. Рина Зеленая и Василий Шукшин, Марк Захаров и Владимир Хотиненко, Муслим Магомаев и Александр Абдулов, Аркадий и Константин Райкины, Людмила Гурченко и Нонна Мордюкова. Но даже всем известные, легендарные художники открываются читателю с каких-то незнакомых, удивительных сторон. Так же по-новому открывается в ней сам автор — Валерий Кичин.

Эту «Ленту встреч» хочется, не торопясь, просматривать — серию за серией, вглядываясь в знакомые или новые для тебя лица персонажей, вслушиваясь в то, что и как они говорят.

Время. Быть может, еще один, а скорей всего — главный герой книги.

Каждая беседа предваряется коротким вступлением, которое ставит ее в контекст — биографии героя, его творческого становления, взаимоотношений с коллегами, властью… Его сомнений и борьбы за право творить. Собранные вместе, они помогают понять наше время на отрезке в несколько десятилетий. Кроме восхищения героями книга рождает грусть — от того, как много не успевают сделать даже самые талантливые из нас, даже те, кто представляется нам самым реализованным, самым успешным.

Среди героев книги есть один странный. Скорее антигерой. Современное отечественное телевидение, его центральные каналы. Валерий Кичин будто извиняется за появление этого персонажа в его «Ленте». Но не может без него обойтись, потому что ТВ сегодня — полная противоположность всему тому, чем живут остальные герои книги, самый активный и агрессивный игрок на медиапространстве. Особенно колоритна в этой «серии» фигура главного начальника самого главного канала, скрытого под прозрачным псевдонимом Пикадор. Цитирую: «Главное открытие Пикадора: он придумал для дальновидения закон рынка. Не того, что во всем мире. А понятного на наш, особый манер: закон легких денег на легком рынке. Этот закон формулируется просто: после меня хоть потоп».

Появление этого антигероя закономерно: с победой Пикадора и ему подобных выход на телеэкран всех остальных героев книги становится практически невозможным. И что же тогда удивляться вопросу, который задала Валерию Кичину одна молодая журналистка: «А кто такая Глория Мунди?». Действительно, откуда она могла это узнать? Уж точно не из телепередачи.

Автор. Старая журналистская истина: интервью — это портрет не только (а порой не столько) героя, но и автора. От того, насколько глубок и интересен интервьюер, зависит то, насколько откровенно будут с ним разговаривать люди, насколько многогранными предстанут перед читателями.

Валерий Кичин — сам действующее лицо современной культуры. Хотя себя он именует и не критиком вовсе, а журналистом. Наверное, потому что не считает критику главным делом своей жизни. Но почитайте его тексты, музыкальные и кинематографические обзоры, и вы увидите не только точный и тонкий анализ произведений — будь то фильм, спектакль или опера, но и способность понимать и осознавать разные стороны искусства и культуры как единый взаимосвязанный процесс. Что же касается «бродячей Глории Мунди», то напомню детям телевизора крылатую латинскую фразу: Sic transit gloria mundi (Так проходит мирская слава). Слова эти звучат во время церемонии вступления в сан нового Римского Папы, перед которым трижды сжигают клочок ткани… Это значит, что всё земное — в том числе власть и слава — призрачно и тленно.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera