Сюжеты

Андрей, Саня и Воробей

Сектор обзора

Этот материал вышел в № 12 от 4 февраля 2011 года
ЧитатьЧитать номер
Культура

 

...И когда им становится настолько не все равно, что чувство не-безразличия к миру начинает буквально рвать их на части - тогда они, как правило, записывают-ся в армии спасения, открывают благотворительные школы или начинают писать песни....

...И когда им становится настолько не все равно, что чувство не-безразличия к миру начинает буквально рвать их на части -  тогда они, как правило, записывают-ся в армии спасения, открывают благотворительные школы или начинают писать песни.  А вот Андрей Грязев стал снимать кино.

Посвятив более 20 лет фигурному катанию и многочисленным зарубежным гастролям, в 25 Андрей понял, что совершенно не знает страну, в которой он живет. Познать ее он решил самым радикальным способом. Он поступил на Высшие Курсы Сценаристов и Режиссеров (мастерская А.Герасимова, А.Добровольского) и в конце своего обучения снял пер-вый полнометражный документальный фильм «Саня и Воробей». Это история двух гастарбайте-ров, случайно встретившихся на щебеночном перевале и ставших друзьями. Одному 37 лет, дру-гому – 19; одного зовут Саня, другого – Воробей. И любые трудности были бы им нипочем, если бы однажды на чертовом заводе не перестали платить зарплату…

Вот много ли вы знаете про то, как происходит укладка щебенки? А много ли знаете, о чем разго-варивают рабочие со своими женами, оставшимися в Туле или Комсомольске-на Амуре? О чем они думают? О чем мечтают? Казалось бы, все это не очень-то интересно. Но режиссер Грязев снял тяжеловесные вагоны, черные рельсы и сыпучие смеси так, что превратил весь процесс в ми-нималистическое зрелище в стиле то ли советского, то ли азиатского кинематографа – местами поэтического, местами монументального. Не менее абстрактными и одновременно резкими, разрезающими пустое пространство фильма, вышли разговоры героев – они неуклюже философ-ствуют, обсуждают политику, женщин, работу, бубнят себе что-то под нос, готовят какую-то стряпню, дерутся и просто молчат по углам. В поведении этих двух совершенно растерянных людей – странном, несвязанном и откровенно бредовом – в какой-то момент находишь намного больше искренности и смысла, чем в выпусках новостей или примелькавшихся газетных заго-ловках.

«Саня и Воробей»  - дебют Андрея Грязева, ставший настоящим открытием авторского докумен-тального кино в 2009 году. После того, как молодой режиссер получил несколько крупных отече-ственных и зарубежных призов, в том числе Гран-при фестиваля документального кино «Артдок-фест», национальную премию «Лавровая Ветвь» за лучший дебют и Гран-При за лучший фильм на фестивале в Кракове – о смелом авторском взгляде Грязева заговорили и в прессе, и на фестивалях, и в интернет-блогах. 

Можно сколько угодно снимать социальные документальные фильмы про несправедливость и уровень безработицы (никто не утверждает, что делать этого не нужно) – но талант автора скрывается там, где у режиссера нащупывается киноязык. У Андрея Грязева он ощущается при первом проникновении в материал. На киноязыке он изъясняется полно и порой безмолвно – так, что захватывает дыхание. Персонажи, про которых Грязев снял свой фильм, настолько сильные и самобытные, что, наводя на них объектив, он получал от них чистые, ничем не прикрытые эмоции. Режиссер не церемонится, не эстетствует, не пытается быть тактичным – он не боится снимать самые жесткие сцены. Притом, что герои отдаются камере сполна. Можно сказать, что именно герои спровоцировали его на создание второго полнометражного фильма – «День шахтера», ставшего продолжением истории Сани из «Сани и Воробья». Через несколько месяцев после финального расставания героев в фильме, Саня пригласил Андрея к себе в гости в Тульскую область – познакомиться с женой. И Андрей поехал… Сначала он не пробыл там и двух дней – сбежал обратно в Москву. Даже после «Сани и Воробья» увиденное и услышанное оказалось too much. А потом пересилило то самое небезразличие, взял камеру и вернулся. И в результате, получившийся фильм «День шахтера», стал единственным фильмом от России, показанным в основном конкурсе старейшего фестиваля документального кино в Лейпциге.

 

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera