Сюжеты

«Железная хватка» братьев Коэнов

Фильм-открытие Берлинского кинофестиваля: ироничный кинороман в жанре вестерна. 10 номинаций на «Оскар» и серьезная Хейли Стейнфелд — в главной роли второго плана

Этот материал вышел в № 14 от 9 февраля 2011 года
ЧитатьЧитать номер
Культура

Лариса Малюковаобозреватель «Новой»

Берлинский фестиваль открывает «Железная хватка» братьев Коэнов. Киновариация на тему лучшего из романов Чарльза Портиса, опубликованного в конце 60-х и вскоре экранизированного Генри Хэтэуэем. Сыгравший в нем король вестерна Джон Уэйн был...

Берлинский фестиваль открывает «Железная хватка» братьев Коэнов. Киновариация на тему лучшего из романов Чарльза Портиса, опубликованного в конце 60-х и вскоре экранизированного Генри Хэтэуэем. Сыгравший в нем король вестерна Джон Уэйн был поощрен «Оскаром». Коэны обошли Хэтэуэя, их фильм претендует сразу на десять наград киноакадемии.

События разворачиваются в Америке 1870-х, еще не остывшей от гражданской войны. 14-летняя Мэтти Росс отправляется на поиски закоренелого беспредельщика Тома Ченни, застрелившего ее отца и сбежавшего в индейскую резервацию. За сто долларов она нанимает самого безжалостного судебного пристава Забияку Когберна (обладатель «Оскара» и номинант на нынешнего «Оскара» за эту роль Джефф Бриджес), дабы лично увидеть злодея повешенным. К ним присоединяется техасский рейнджер Лабеф (Мэтт Дэймон), который хочет получить награду за голову убийцы. Отношения внутри группы преследователей, а вовсе не напряженная погоня за убийцей становятся смысловым узлом фильма.

Итак, в основе повествования неправильный треугольник. Одноглазый пьяница Когберн, стреляющий быстрее, чем думающий, и не расстающийся с конфискованным виски. Суетливый, самонадеянный рейнджер Лабеф, натурально откусывающий себе язык. В вершине треугольника отважная, рассудительная и мстительная девочка Мэтти. Она вела бухгалтерские книги отца, поэтому дельно и цепко торгуется с продавцом хлопка, всучивая ему обратно сбытых отцу мустангов (одна из лучших сцен в фильме). Мэтти соединила в себе своеволие Гекльберри, смекалку и парадоксальность Алисы и черты добрых разбойников из старых вестернов вроде «Джесси Джеймса», которые грабили и даже убивали — ради добрых людей.

Путешествие славной троицы по индейским прериям за головой Ченни братья-режиссеры разворачивают в восхитительный ироничный кинороман. Захватывающий и величественный, с неторопливым дыханием, мерцающий сумрачным юмором, джармушевской магией. Прежде всего юмором их работа и отличается от своего сверхсерьезного, усталого предшественника из 1969 года. Коэны увлеченно, но отстраненно играют с эстетикой вестерна (говорят, на площадку режиссеры являлись исключительно в ковбойских шляпах). Поэтому одноглазый Когберн Бриджеса (в отличие от монументального героя Уэйна) «сшит» из контрастов: пьянчужка-герой, благородно помогающий девочке и безнравственно стреляющий в беззащитных. В общем, человек без принципов, но с «железной хваткой». В отличие от старого фильма, в котором Мэтти играла двадцатилетняя Ким Дарби, Мэтти Коэнов — суровый и безжалостный сорванец в юбке (тринадцатилетняя Хейли Стейнфелд на кастинге сразила режиссеров бесстрашной взрослой целеустремленностью). Девочка прибывает в захудалый городок Форт-Смит в штате Арканзас завершить дела отца. Ей предлагают переночевать в одном из трех свободных гробов (казнь трех преступников вот-вот начнется на площади). Но это лучше, чем спать в одной постели с жутко храпящей старухой, стягивающей с тебя одеяло. А когда брутальные подельники решают оставить ее в городе, она вместе с лошадью бросается в ледяную воду.

Коэны вдохнули жизнь в умирающий жанр вестерна. Они щедро живописуют картины беззаконного Дикого-Дикого Запада. Полубродячие искатели, «охотники за головами» на мустангах, говорящие с дождем индейские земли, суровые ландшафты, заброшенные ранчо, непременная стрельба из шестизарядных кольтов. В Форт-Смите самыми массовыми из «искусств» являются казнь и суд. Толпа болельщиков живо и дружелюбно реагирует на «зрелища».

Земли индейцев наводнены бандитами, гремучими змеями и трупами, развешанными на деревьях. В таком климате могут произрастать только особенные девочки: с толстыми ученическими косичками и стальным блеском в глазах. Хейли нисколько не уступает своим именитым партнерам Дэймону и Бриджесу. Это оценили академики, выдвинув ее в качестве номинантки на лучшую роль… второго плана. Видимо, академики решили, что непедагогично награждать подростка «Оскаром» за главную роль. Будь в Хейли Стейнфелд что-то от ее неукротимой мстительной Мэтти, она бы и с академиками… сквиталась.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera