Сюжеты

«Железная хватка» братьев Коэнов

Фильм-открытие Берлинского кинофестиваля: ироничный кинороман в жанре вестерна. 10 номинаций на «Оскар» и серьезная Хейли Стейнфелд — в главной роли второго плана

Этот материал вышел в № 14 от 9 февраля 2011 года
ЧитатьЧитать номер
Культура

Лариса Малюковаобозреватель «Новой»

 

Берлинский фестиваль открывает «Железная хватка» братьев Коэнов. Киновариация на тему лучшего из романов Чарльза Портиса, опубликованного в конце 60-х и вскоре экранизированного Генри Хэтэуэем. Сыгравший в нем король вестерна Джон Уэйн был...

Берлинский фестиваль открывает «Железная хватка» братьев Коэнов. Киновариация на тему лучшего из романов Чарльза Портиса, опубликованного в конце 60-х и вскоре экранизированного Генри Хэтэуэем. Сыгравший в нем король вестерна Джон Уэйн был поощрен «Оскаром». Коэны обошли Хэтэуэя, их фильм претендует сразу на десять наград киноакадемии.

События разворачиваются в Америке 1870-х, еще не остывшей от гражданской войны. 14-летняя Мэтти Росс отправляется на поиски закоренелого беспредельщика Тома Ченни, застрелившего ее отца и сбежавшего в индейскую резервацию. За сто долларов она нанимает самого безжалостного судебного пристава Забияку Когберна (обладатель «Оскара» и номинант на нынешнего «Оскара» за эту роль Джефф Бриджес), дабы лично увидеть злодея повешенным. К ним присоединяется техасский рейнджер Лабеф (Мэтт Дэймон), который хочет получить награду за голову убийцы. Отношения внутри группы преследователей, а вовсе не напряженная погоня за убийцей становятся смысловым узлом фильма.

Итак, в основе повествования неправильный треугольник. Одноглазый пьяница Когберн, стреляющий быстрее, чем думающий, и не расстающийся с конфискованным виски. Суетливый, самонадеянный рейнджер Лабеф, натурально откусывающий себе язык. В вершине треугольника отважная, рассудительная и мстительная девочка Мэтти. Она вела бухгалтерские книги отца, поэтому дельно и цепко торгуется с продавцом хлопка, всучивая ему обратно сбытых отцу мустангов (одна из лучших сцен в фильме). Мэтти соединила в себе своеволие Гекльберри, смекалку и парадоксальность Алисы и черты добрых разбойников из старых вестернов вроде «Джесси Джеймса», которые грабили и даже убивали — ради добрых людей.

Путешествие славной троицы по индейским прериям за головой Ченни братья-режиссеры разворачивают в восхитительный ироничный кинороман. Захватывающий и величественный, с неторопливым дыханием, мерцающий сумрачным юмором, джармушевской магией. Прежде всего юмором их работа и отличается от своего сверхсерьезного, усталого предшественника из 1969 года. Коэны увлеченно, но отстраненно играют с эстетикой вестерна (говорят, на площадку режиссеры являлись исключительно в ковбойских шляпах). Поэтому одноглазый Когберн Бриджеса (в отличие от монументального героя Уэйна) «сшит» из контрастов: пьянчужка-герой, благородно помогающий девочке и безнравственно стреляющий в беззащитных. В общем, человек без принципов, но с «железной хваткой». В отличие от старого фильма, в котором Мэтти играла двадцатилетняя Ким Дарби, Мэтти Коэнов — суровый и безжалостный сорванец в юбке (тринадцатилетняя Хейли Стейнфелд на кастинге сразила режиссеров бесстрашной взрослой целеустремленностью). Девочка прибывает в захудалый городок Форт-Смит в штате Арканзас завершить дела отца. Ей предлагают переночевать в одном из трех свободных гробов (казнь трех преступников вот-вот начнется на площади). Но это лучше, чем спать в одной постели с жутко храпящей старухой, стягивающей с тебя одеяло. А когда брутальные подельники решают оставить ее в городе, она вместе с лошадью бросается в ледяную воду.

Коэны вдохнули жизнь в умирающий жанр вестерна. Они щедро живописуют картины беззаконного Дикого-Дикого Запада. Полубродячие искатели, «охотники за головами» на мустангах, говорящие с дождем индейские земли, суровые ландшафты, заброшенные ранчо, непременная стрельба из шестизарядных кольтов. В Форт-Смите самыми массовыми из «искусств» являются казнь и суд. Толпа болельщиков живо и дружелюбно реагирует на «зрелища».

Земли индейцев наводнены бандитами, гремучими змеями и трупами, развешанными на деревьях. В таком климате могут произрастать только особенные девочки: с толстыми ученическими косичками и стальным блеском в глазах. Хейли нисколько не уступает своим именитым партнерам Дэймону и Бриджесу. Это оценили академики, выдвинув ее в качестве номинантки на лучшую роль… второго плана. Видимо, академики решили, что непедагогично награждать подростка «Оскаром» за главную роль. Будь в Хейли Стейнфелд что-то от ее неукротимой мстительной Мэтти, она бы и с академиками… сквиталась.

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera