Сюжеты

Устами «младенцев»

Мнение московских школьников о новом образовательном стандарте для старшеклассников

Этот материал вышел в № 15 от 11 февраля 2011 года
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Реформа старшей школы обсуждается педагогами, учеными, менеджерами, предпринимателями, просто родителями — то есть взрослыми людьми. Из 23 тысяч человек, подписавших открытое письмо против нововведений, собственно учеников менее трехсот. А...

Реформа старшей школы обсуждается педагогами, учеными, менеджерами, предпринимателями, просто родителями — то есть взрослыми людьми. Из 23 тысяч человек, подписавших открытое письмо против нововведений, собственно учеников менее трехсот. А ведь именно они объект реформы образования, именно им, по замыслу реформаторов, предстоит самостоятельно определять круг изучаемых предметов, анализировать положение России в мире и активно улучшать здоровье на уроках физкультуры. Если, конечно, реформе дадут ход…

Корреспондент «Новой» обсудила проблему с учениками Московского центра образования №57 и средней общеобразовательной школы №102. Нас интересовало мнение старшеклассников: будет ли «реформированный» выпускник «креативным и критически мыслящим, активно и целенаправленно познающим мир <…> мотивированным на образование и самообразование в течение всей своей жизни»? (Цитата из проекта Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, раздел I, пункт 6.)

Хотя некоторые старшеклассники и читали текст проекта, в целом из 30 опрошенных школьников далеко не все четко представляли себе, что это за реформа такая. Иначе говоря, мнением учеников реформаторы не интересовались. Но в общих чертах ребята слышали о предполагаемых изменениях от преподавателей и отнеслись к ним отрицательно.

Единственное, что вызвало одобрение, — это возможность самостоятельно выбирать предметы для углубленного изучения. В остальном старшеклассники проект раскритиковали. Набор обязательных предметов показался им странным. Содержание курса «Россия в мире» весьма туманно, поэтому к нему школьники отнеслись без энтузиазма, усмотрев в нем либо бессмысленное дублирование обычных курсов истории и географии, либо инструмент пропаганды.

Курс ОБЖ, по мнению школьников, был бы хорош, если бы на нем учили реальным вещам, которые можно применить на практике, например, оказанию первой медицинской помощи. А курс, посвященный основам обороны государства и воинской службе, еще и в совокупности с увеличенной физической нагрузкой, вообще вызывает неприязнь: «Они военных готовят, что ли?» (Анна Г., 11-й класс).

Ребята не против физкультуры, но считают, что школы не готовы к усиленному физическому воспитанию: не хватает залов и спортивного инвентаря.

Но все-таки главная проблема не в наличии ОБЖ и физкультуры, а в отсутствии других, более важных предметов в списке обязательных. Вне зависимости от специализации, ребята единогласно признали необходимость преподавания русского языка и математики в 10–11-х классах, хотя бы на базовом уровне.

А вот в остальном мнения разделились: кто-то и литературу с историей включил бы в перечень обязательных предметов (и таких большинство), кому-то не хватает географии с биологией. Некоторым, наоборот, кажется, что по этим курсам программу можно изменить и сократить.

Но важнее другое. Ребятам нравится возможность выбирать предметы для углубленного изучения, но не в ущерб базовому уровню, а в дополнение к нему. Образ традиционной школьной программы прочно утвердился в сознании — когда в 10–11-х классах каждый изучает в обязательном порядке и физику, и химию, и историю. Кто-то делает это настойчивее, но к необходимому уровню привыкли все. Может быть, и не стоит отучать от этой привычки?

Прямая речь

Валерия С., 9-й класс:

— Насчет введения ОБЖ. Может быть, это и правильно, потому что сейчас в школах такой уровень ОБЖ, который не поможет, если человеку на улице станет плохо: никто не будет знать, что делать… А по поводу «России в мире» — мы и так изучаем основные понятия на истории, географии и экономике. Если курс истории будет включен в школьную программу, то у нас будут базовые знания, и «Россия в мире» не понадобится.

А вообще, зачем нужны люди, которые занимаются физкультурой, но которые будут знать все остальные предметы на очень плохом уровне?

Артем Щ., 9-й класс:

— Физкультура — это, конечно, хорошо. Но мне кажется, математика нужна больше физкультуры, и русский язык тоже намного важнее. Без русского — никак. К тому же чтобы попасть в институт, нужно хотя бы ЕГЭ по русскому написать хорошо. Да и всю программу по математике никак не успеть пройти до 10-го класса.

Василий М., 9-й класс:

— Не понимаю, для чего нужен курс «Россия в мире» — чтобы вырастить политиков?

Кирилл А., 10-й класс:

— Выбирать себе профиль — это хорошо, но другие знания тоже получать нужно. Столько лет все учились в школе и получали знания в полном объеме, а теперь выходит, что мы их сокращаем и после 9-го класса человек не будет, например, знать историю. Или если не брать русский язык как обязательный, то что тогда изучать вообще остается?

Владимир Г., 11-й класс:

—  «Россия в мире» как обязательный предмет — это не самое хорошее, что они могли бы ввести. Опять какая-нибудь пропаганда. К тому же в наших школах физкультура абсолютно невозможна — залы очень маленькие, нет ни тренажеров, ни матов.

В общем, они как основные предметы выбрали не то, что нам нужно! Будем мы к концу 11-го класса ходить с винтовками и изучать «Россию в мире».

Артем Ш., 11-й класс:

— На мой взгляд, идея реформы не такая плохая, но проводится она совершенно неправильно. Это неудобно — выбирать не целую область и не все предметы, которые ты хочешь учить, а только ограниченное количество.

Если останутся два обязательных экзамена — русский и математика, то получается, что ты уже должен будешь выбрать русский и математику. Хотя предмет по выбору «русский язык» в стране, где государственный язык — русский… Это очень странно.

В общем, ОБЖ, «Россию в мире» и даже физкультуру можно было бы вычеркнуть и вставить вместо них как обязательные русский, историю и алгебру. «Россия в мире» — вообще полный бред. Предмет, на котором будут преподавать патриотизм, говорить, что России все должны, что все Россию обижали и какая Россия великая страна.

Анна Г.b, 11-й класс:

— Историю, литературу должны изучать все. Если подразумевается, что все должны принимать участие в строительстве государства, то история — это обязательный предмет.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera