Сюжеты

Устами «младенцев»

Мнение московских школьников о новом образовательном стандарте для старшеклассников

Этот материал вышел в № 15 от 11 февраля 2011 года
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Реформа старшей школы обсуждается педагогами, учеными, менеджерами, предпринимателями, просто родителями — то есть взрослыми людьми. Из 23 тысяч человек, подписавших открытое письмо против нововведений, собственно учеников менее трехсот. А...

Реформа старшей школы обсуждается педагогами, учеными, менеджерами, предпринимателями, просто родителями — то есть взрослыми людьми. Из 23 тысяч человек, подписавших открытое письмо против нововведений, собственно учеников менее трехсот. А ведь именно они объект реформы образования, именно им, по замыслу реформаторов, предстоит самостоятельно определять круг изучаемых предметов, анализировать положение России в мире и активно улучшать здоровье на уроках физкультуры. Если, конечно, реформе дадут ход…

Корреспондент «Новой» обсудила проблему с учениками Московского центра образования №57 и средней общеобразовательной школы №102. Нас интересовало мнение старшеклассников: будет ли «реформированный» выпускник «креативным и критически мыслящим, активно и целенаправленно познающим мир <…> мотивированным на образование и самообразование в течение всей своей жизни»? (Цитата из проекта Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, раздел I, пункт 6.)

Хотя некоторые старшеклассники и читали текст проекта, в целом из 30 опрошенных школьников далеко не все четко представляли себе, что это за реформа такая. Иначе говоря, мнением учеников реформаторы не интересовались. Но в общих чертах ребята слышали о предполагаемых изменениях от преподавателей и отнеслись к ним отрицательно.

Единственное, что вызвало одобрение, — это возможность самостоятельно выбирать предметы для углубленного изучения. В остальном старшеклассники проект раскритиковали. Набор обязательных предметов показался им странным. Содержание курса «Россия в мире» весьма туманно, поэтому к нему школьники отнеслись без энтузиазма, усмотрев в нем либо бессмысленное дублирование обычных курсов истории и географии, либо инструмент пропаганды.

Курс ОБЖ, по мнению школьников, был бы хорош, если бы на нем учили реальным вещам, которые можно применить на практике, например, оказанию первой медицинской помощи. А курс, посвященный основам обороны государства и воинской службе, еще и в совокупности с увеличенной физической нагрузкой, вообще вызывает неприязнь: «Они военных готовят, что ли?» (Анна Г., 11-й класс).

Ребята не против физкультуры, но считают, что школы не готовы к усиленному физическому воспитанию: не хватает залов и спортивного инвентаря.

Но все-таки главная проблема не в наличии ОБЖ и физкультуры, а в отсутствии других, более важных предметов в списке обязательных. Вне зависимости от специализации, ребята единогласно признали необходимость преподавания русского языка и математики в 10–11-х классах, хотя бы на базовом уровне.

А вот в остальном мнения разделились: кто-то и литературу с историей включил бы в перечень обязательных предметов (и таких большинство), кому-то не хватает географии с биологией. Некоторым, наоборот, кажется, что по этим курсам программу можно изменить и сократить.

Но важнее другое. Ребятам нравится возможность выбирать предметы для углубленного изучения, но не в ущерб базовому уровню, а в дополнение к нему. Образ традиционной школьной программы прочно утвердился в сознании — когда в 10–11-х классах каждый изучает в обязательном порядке и физику, и химию, и историю. Кто-то делает это настойчивее, но к необходимому уровню привыкли все. Может быть, и не стоит отучать от этой привычки?

Прямая речь

Валерия С., 9-й класс:

— Насчет введения ОБЖ. Может быть, это и правильно, потому что сейчас в школах такой уровень ОБЖ, который не поможет, если человеку на улице станет плохо: никто не будет знать, что делать… А по поводу «России в мире» — мы и так изучаем основные понятия на истории, географии и экономике. Если курс истории будет включен в школьную программу, то у нас будут базовые знания, и «Россия в мире» не понадобится.

А вообще, зачем нужны люди, которые занимаются физкультурой, но которые будут знать все остальные предметы на очень плохом уровне?

Артем Щ., 9-й класс:

— Физкультура — это, конечно, хорошо. Но мне кажется, математика нужна больше физкультуры, и русский язык тоже намного важнее. Без русского — никак. К тому же чтобы попасть в институт, нужно хотя бы ЕГЭ по русскому написать хорошо. Да и всю программу по математике никак не успеть пройти до 10-го класса.

Василий М., 9-й класс:

— Не понимаю, для чего нужен курс «Россия в мире» — чтобы вырастить политиков?

Кирилл А., 10-й класс:

— Выбирать себе профиль — это хорошо, но другие знания тоже получать нужно. Столько лет все учились в школе и получали знания в полном объеме, а теперь выходит, что мы их сокращаем и после 9-го класса человек не будет, например, знать историю. Или если не брать русский язык как обязательный, то что тогда изучать вообще остается?

Владимир Г., 11-й класс:

—  «Россия в мире» как обязательный предмет — это не самое хорошее, что они могли бы ввести. Опять какая-нибудь пропаганда. К тому же в наших школах физкультура абсолютно невозможна — залы очень маленькие, нет ни тренажеров, ни матов.

В общем, они как основные предметы выбрали не то, что нам нужно! Будем мы к концу 11-го класса ходить с винтовками и изучать «Россию в мире».

Артем Ш., 11-й класс:

— На мой взгляд, идея реформы не такая плохая, но проводится она совершенно неправильно. Это неудобно — выбирать не целую область и не все предметы, которые ты хочешь учить, а только ограниченное количество.

Если останутся два обязательных экзамена — русский и математика, то получается, что ты уже должен будешь выбрать русский и математику. Хотя предмет по выбору «русский язык» в стране, где государственный язык — русский… Это очень странно.

В общем, ОБЖ, «Россию в мире» и даже физкультуру можно было бы вычеркнуть и вставить вместо них как обязательные русский, историю и алгебру. «Россия в мире» — вообще полный бред. Предмет, на котором будут преподавать патриотизм, говорить, что России все должны, что все Россию обижали и какая Россия великая страна.

Анна Г.b, 11-й класс:

— Историю, литературу должны изучать все. Если подразумевается, что все должны принимать участие в строительстве государства, то история — это обязательный предмет.

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera