Сюжеты

За полчаса до Нового года

В «Современнике» разыграли комедию про нас

Этот материал вышел в № 15 от 11 февраля 2011 года
ЧитатьЧитать номер
Культура

Марина Токареваобозреватель

 

Смешить — высокое искусство. Поэтому редкое. Смех бывает наивный и радостный, горький и злой... Но, как правило, он делает человека свободнее и счастливее. Это вы в силах проверить сами на спектакле театра «Современник» «С наступающим!»....

Смешить — высокое искусство. Поэтому редкое. Смех бывает наивный и радостный, горький и злой... Но, как правило, он делает человека свободнее и счастливее. Это вы в силах проверить сами на спектакле театра «Современник» «С наступающим!».

Суперуспешный телеведущий (Леонид Ярмольник) — холеный вид, размашистая походка — возвращается домой за полчаса до Нового года. Но когда роскошный мэн, с целью порадовать семью украсивший себя большими заячьими ушами, распахивает дверь квартиры, забрасывает в нее кучу подарочных пакетов и зовет жену, оказывается, что жена ушла. Как водится, к маме. И дочь прихватила. Ей, видите ли, надоело всегда ждать.

Осатанев от сюрприза, герой резко выдвигает на площадку новогодний стол: белая скатерть, серебро, свечи — и садится праздновать. Тут появляется заказанный для ребенка Дед Мороз (Сергей Гармаш), которого забыли отменить. Под бородой, усами и красной шубой хозяин квартиры опознает бывшего однокашника из театрального института. Встреча звезды ТВ и актера-неудачника, подрабатывающего на детских утренниках, разворачивается в психологическую сшибку на всю ночь.

Герои меняются воспоминаниями, вызывают к новогоднему столу общее прошлое, омрачают застолье старыми счетами, придают ему нерв соображениями «про сейчас». Гармаш по мере убывания белужьей влаги то предъявляет звероватый облик антисемита, то признается в сокровенных чувствах, то дивно читает Тарковского. А Ярмольник (после съемок у Германа сильно окрепший как артист) то демонстрирует товарищу-маргиналу аттракционы невиданной щедрости, то устраивает судьбы соседей, то произносит ироничные монологи. Градус открытий повышается по ходу пьесы: предметом обсуждения делаются национализм и русофобство, нынешняя чудовищная телереальность, кошмар театральной критики (очень смешно!), отношения с женами, советское прошлое и черт знает какое настоящее. Мизансцену «на двоих» сильно бодрят персонажи, появляющиеся из двух лифтов — с каждым связана мини-новелла, обогащающая застолье.

 Гармаш и Ярмольник с блеском имитируют самих себя в спектакле, поставленном автором пьесы Родионом Овчинниковым. Пьеса так органична, оба артиста так свободны, что возникает странное ощущение: мы как за стеклом наблюдаем жизнь современников. Только не ужасающих приматов «Дома-2», а знакомых и обаятельных. В застолье на площадке престижного дома соединяются мягкая социальность и острая типажность, лирика и юмор; через призму сцены проглядывает комната смеха всей нашей жизни, а зрители в зале изнемогают от хохота.

 Кстати, о юморе. Похоже, некоторые мои коллеги за ненадобностью убрали его подальше и больше не пользуются. Новогоднюю сказку для взрослых, насыщенную иронией, иные решили судить по законам Шекспира. А это само по себе очень смешно. Ведь если вы разучились смеяться, мрачно утверждал Хармс, вы разучились жить.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera