Сюжеты

Непробиваемое упрямство?

Российские производители элементов брони для военной техники и гражданских автомобилей зовут экспертов на полигон

Этот материал вышел в № 16 от 14 февраля 2011 года
ЧитатьЧитать номер
Общество

Слово «броня» вызывает ассоциации не иначе как с танками, в том числе — благодаря популярной в тридцатые годы патриотической песне. Но опыт почти непрекращающихся боевых действий в горячих точках показал, что многие задачи танкам решать не...

Слово «броня» вызывает ассоциации не иначе как с танками, в том числе — благодаря популярной в тридцатые годы патриотической песне.

Но опыт почти непрекращающихся боевых действий в горячих точках показал, что многие задачи танкам решать не под силу — слишком неповоротливые. Потребовался пересмотр всей военной доктрины, одним из направлений которой стало развитие специального автомобильного транспорта военного назначения.

Несколько лет назад один из центральных каналов показал цикл фильмов о переоснащении нашей армии современными боевыми автомобилями. Качество новинок российской бронетехники в кадрах документальных лент «оценивали» не представители оборонного ведомства, а бандиты, которые расстреливали бронемашины в упор.

Техника выдержала!

Хочешь мира — готовься к войне!

Эта формула уже не один век определяет характер многих и многих процессов, происходящих в разных странах и именуемых научно-техническим прогрессом. Трудно спорить с тезисом, что спрос на прорывные технологии предъявляли и предъявляют в первую очередь военные.

Созданный исключительно для противодействия огню противника специальный стальной лист, прочный и достаточно вязкий, способный принять на себя пулю любого стрелкового оружия, сегодня уже постепенно отходит в прошлое. Прослужив верой и правдой делу защиты солдатских жизней несколько десятилетий, традиционная броня уступает место принципиально новому материалу — полимерному сплаву с применением керамики. Из-за этого, кстати, новую броню в быту все чаще называют керамической.

Рецепт, по которому готовится этот прочнейший пирог, в общих чертах специалистам хорошо известен и никакой тайной не является. Но у каждого из производителей есть свои особенности в создании нового поколения брони, отличающие оригинальное изделие от продукции конкурентов.

Одно из лучших в мире предприятий по производству полимерной брони находится в России. На предприятиях корпорации «Защита» собирают, пожалуй, лучшие в стране автобронемашины собственной конструкции, зарекомендовавшие себя с самой хорошей стороны как на испытательных полигонах, так и в условиях реальных боевых действий.

«Пожалуй, лучшие…» сказано не для красного словца. Такого мнения придерживаются многие специалисты, включая влиятельных иностранных экспертов рынка вооружений и специальной техники. Однако, несмотря на убедительные результаты тестов, так называемых отстрелов образцов, изготовленных «Защитой», некоторые российские ведомства и силовые структуры не торопятся поддержать отечественного производителя, а покупают зарубежные аналоги, которые круче отечественных собратьев только по одному показателю — по цене!

Итальянские недотроги

Бронеавтомобили итальянского производителя под торговой маркой «Ивеко», казалось бы, давно уже известны специалистам. Раскрученный бренд, проверенное временем качество. Проверенное ли? Итальянцы, в отличие от российских производителей, свои образцы автобронетехники для тестов не присылали. Бренд, подразумевающий высокую надежность, в дополнительной проверке не нуждается?

При этом мнения специалистов об уровне надежности броневичков от «Ивеко» сильно разнятся. Прежде всего потому, что эксплуатация уроженцев Апеннинского полуострова в суровых российских условиях, мягко говоря, затруднительна. Но не подумайте, что я в очередной раз напомню читателю о дизельных итальянских моторах, которые, при известном качестве соответствующего топлива, выказывают порой на наших дорогах свои не самые сильные стороны. Забудем пока о двигателях. В данный момент речь о броне и только о ней.

Броня итальянцев, например, при температурах ниже 20—25 градусов теряет свои лучшие свойства. Думается, что для России, где зима длится от четырех до девяти месяцев, в зависимости от региона, это первый сигнал, который должен бы насторожить тех, кто решил купить это чудо заморской техники.

Да и категоричный отказ итальянцев от участия в отстреле образцов демонстрирует не столько уверенность производителя в качестве своей продукции, сколько пренебрежение действующими в нашей стране порядками и правилами. Конечно, подставить на полигоне под кинжальный огонь всех видов стрелкового оружия машину за 300 тысяч еврорублей — удовольствие накладное. Но ведь порядок только тогда порядок, когда он един для всех. Да и других способов на деле проверить, чего эта машина стоит, не придумаешь! Разве что только — реальный бой…

Организаторы испытаний бронетехники от Министерства обороны России утверждают, что преференций в определении фирмы-поставщика для нужд оборонного ведомства быть не должно. Но это — на словах. На деле же недавно была закуплена опытная партия итальянских бронемашин по цене, превышающей стоимость прямых российских аналогов примерно в три раза!

Прорыв

В то же самое время отечественные бронемашины, демонстрирующие сохранение защитных свойств даже при температуре минус 55 по Цельсию, да и как минимум не уступающие итальянским по любому другому показателю, военное ведомство пока держит от себя на расстоянии.

Поговорим о конкретном образце, представленном на взыскательный суд армейских закупщиков. Автомобиль, разработанный корпорацией «Защита», — это уже не просто броневик в традиционном понимании, а сложный комплекс электронных систем навигации, связи и боевого управления, позволяющий решать любые оперативно-тактические задачи на поле боя. Звучит, может быть, немного официально, но по сути — абсолютно верно. Машина не потеряется в любом уголке земного шара, что позволяет предлагать ее самому широкому кругу потенциальных заказчиков. С ней практически нигде не прервется связь, продублированная одновременно по нескольким каналам. При этом машина способна решать и задачи огневого поражения противника, для чего доукомплектовывается необходимым вооружением.

Но главное отличие этого автомобиля и особый предмет гордости его создателей — сама броня. Ноу-хау разработчиков «Защиты» состоит прежде всего в том, что удалось осуществить уникальный подбор формы и компоновки элементов композитной защиты с применением связующих веществ, первоначально разрабатывавшихся для космической промышленности.

Такое взаимопроникновение технологий может показаться странным, но на самом деле оно логически объяснимо. Корпорация «Защита» ведет свою научную и внедренческую деятельность в рамках холдинга СТК «Союз», финансовое ядро которого — ОАО «Фондсервисбанк». Именно координация усилий ученых, работающих в едином информационном и экономическом пространстве, позволила инженерам «Защиты» сделать такой серьезный шаг по пути создания современной композитной брони.

Практике применения композитных материалов для повышения бронезащитности того или иного изделия (объекта) уже не один десяток лет. За эти годы удалось добиться существенного снижения массы самой бронезащиты. Но до самого недавнего времени оставались такие проблемы, как низкая живучесть композитной защиты и снижение ее пулестойкости при низких температурах. Не способствовала внедрению композитной брони и ее чрезвычайно высокая стоимость.

Активизировалась работа по созданию бронемобиля нового поколения лет пять назад, когда в одной из горячих точек, в ходе проведения операции по уничтожению банды иностранных наемников, чуть ли не первая опытная машина корпорации в кинжальном бою выдержала более двухсот выстрелов, произведенных под разными углами по всем поверхностям нового броневика. Результат превзошел все ожидания: по кузову — ни единой пробоины. А главное, никто из членов экипажа не пострадал.

Возможно, для кого-то этот результат и был бы слишком хорош, но только не для специалистов-разработчиков. Ведь они изначально ориентировались на ГОСТы военной приемки, которые в нашей стране на порядок более строги, чем требования к бронемобилям, скажем, инкассации. Инкассаторские ГОСТы (разработанные, кстати, с учетом стандартов иностранных вооруженных сил) допускают до 10 пробоин на 100 выстрелов.

К тому же на качественно новый уровень была поднята и противоминная защита. За основу был взят вполне понятный не только специалистам принцип: в случае взрыва детали конструкции автомобиля не должны становиться дополнительными поражающими элементами. А ведь это и по сей день — больное место многих, в том числе и зарубежных аналогов.

То, что сегодня могут производить наши специалисты по броне, иначе как прорывом не назовешь. Новое поколение российских броневиков, созданное по принципу строительства бронекапсулы, обеспечивает экипажу комфорт и безопасность на уровне, превосходящем любые зарубежные аналоги. Российские бронемашины день ото дня становятся все надежнее и маневреннее своих иностранных собратьев.

Специалисты из целого ряда зарубежных военных ведомств, не стесненные внутриблоковыми военно-политическими обязательствами, уже прорабатывают вопросы обслуживания российской бронетехники. А ведь известно, что эти проблемы обсуждаются сторонами уже после того, как принято главное решение — о приобретении самих изделий. Эти новости не могут не радовать: ведь начало серийного производства автомобилей приведет и к неминуемому снижению цены.

А грустно оттого, что, если российское военное ведомство не примет действительно взвешенного решения, эти машины будут защищать от пуль тела и жизни каких угодно солдат, только не российских…

P.S. «Новая» обратилась с официальным запросом в Министерство обороны. С нетерпением ждем ответа.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera