СюжетыПолитика

Следующий — Хаменеи?

Иранцы вышли поддержать Египет и Тунис

Этот материал вышел в номере № 17 от 16 февраля 2011 года
Читать
Многотысячные толпы на улицах, столкновения с полицией и один погибший — итоги несанкционированного митинга, прошедшего в Иране 14 февраля. После акций протеста 2009 года иранская оппозиция заявила о себе вновь. Беспорядков в Иране ждали....

Многотысячные толпы на улицах, столкновения с полицией и один погибший — итоги несанкционированного митинга, прошедшего в Иране 14 февраля. После акций протеста 2009 года иранская оппозиция заявила о себе вновь.

Беспорядков в Иране ждали. Несколько недель он оставался едва ли не последней страной Ближнего Востока, не захваченной протестами.

«Узнав о беспорядках в Тунисе и Египте, иранские власти арестовали потенциальных оппозиционеров и начали большую пропагандистскую кампанию, — говорит востоковед, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, профессор Владимир Сажин. — Они назвали народные выступления в Северной Африке продолжением исламской революции 1979 года и поддержали их».

Иранская оппозиция поддержала их тоже. Ее лидеры, бывший премьер-министр Мир-Хосейн Мусави и экс-спикер парламента Мехди Каруби, попросили разрешения на акцию в поддержку народных движений Туниса и Египта. Нетрудно было догадаться, что лозунги ее не о Мубараке. Митинг не разрешили, оппозиционных политиков на всякий случай отправили под домашний арест, а по стране прошла волна задержаний. Как сообщает иранская правозащитная организация Rahana, только за последние четыре дня были арестованы 14 журналистов.

Тем не менее призывы выйти на митинг разошлись по социальным сетям и через Twitter. Как и полтора года назад, вечером 13-го люди поднялись на крыши домов, откуда выкрикивали оппозиционные лозунги. Стало понятно, что демонстрация состоится.

Как рассказывают очевидцы, около двух часов дня на улицах Тегерана начали появляться группы добровольческой полиции «Басидж». Вместе с людьми в штатском они выкрикивали лозунги в поддержку аятоллы Хаменеи, несли его портреты, флаги Ирана, Египта и «Хезболлы».

Оппозиционеры появились на улицах только к трем. «Мы вышли из университета и рассеялись по улицам, — рассказывает анонимный тегеранский студент на оппозиционном сайте Tehran Bureau. — Полицейские были повсюду, даже в переулках. Они набрасывались на людей, не давали собираться вместе. Нас поймали на узкой улице в километре от площади Азади. Одного арестовали, остальные повернули назад».

Митинги продолжались до ночи. Демонстранты заняли все центральные улицы, опрокидывали машины, поджигали мусорные баки, выкрикивали антиправительственные лозунги. Очевидцы говорят, что на улицах Тегерана были десятки тысяч людей. В городе был заблокирован интернет, сотовая связь работала с перебоями, прервалось вещание спутниковых телеканалов. Ближе к вечеру полиция распылила слезоточивый газ, известно как минимум об одном погибшем и трех раненых.

Игнорировать протесты официальные СМИ не могли, поэтому в вечерних новостях были показаны портреты оппозиционных лидеров на фоне звезды Давида и американского флага, а также сын свергнутого в 1979 году шаха Ирана, который якобы поддержал демонстрантов. Самих протестующих назвали монархистами, головорезами и подстрекателями. Официальная версия: в смерти демонстранта виновны провокаторы из запрещенной повстанческой группировки People Mujahedeen.

На видеозаписях митингов слышно: основные лозунги оппозиции — «Смерть диктатору», «Мубарак, Бен Али, следующий — Хаменеи» и «Хаменеи, постыдись, посмотри на Мубарака». Традиционно в Иране считалась непререкаемой власть верховного правителя — аятоллы, которым сейчас является Хаменеи. Все выступления оппозиции были направлены против президента Махмуда Ахмадинежада. И только в разгар оппозиционных демонстраций 2009 года все чаще стали звучать призывы к свержению аятоллы, возобновившиеся сейчас. Похоже, на улицы вышли те же люди, чьи протесты власти жестоко подавили год назад. Они ушли в подполье и теперь проявили себя, невзирая ни на угрозы арестов, ни на пропагандистскую кампанию.

Как уверен Владимир Сажин, даже в правящей верхушке Ирана есть разногласия, часть ее выступает против президента и аятоллы. Действие западных экономических санкций усугубляет этот раскол.

«Оппоненты Хаменеи наверняка воспользуются ими, чтобы продемонстрировать аятолле, что его власть не вечна, — говорит Сажин. — Но они не заинтересованы решать свои разногласия с помощью уличных выступлений. От толпы в Иране мало что зависит, и говорить, что нынешние протесты продолжатся и вызовут кардинальные перемены, пока рано».

Аресты и репрессии будут продолжаться, считает Сажин. Но сам факт, что спустя год после неудавшейся революции оппозиция смогла самоорганизоваться и объединиться — уже немало.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow