Сюжеты

Не пришла ли пора заняться музыкой?

Казань может составить конкуренцию Перми и Екатеринбургу

Этот материал вышел в № 17 от 16 февраля 2011 года
ЧитатьЧитать номер
Культура

 

Казань, даже засыпанная устрашающе толстым слоем снега, производит чарующее впечатление. Жизнь бьет ключом, люди на улицах оживлены и деловиты, молодежь, как полагается, чередует в своих внешних проявлениях шумную радость и эпатирующую...

Казань, даже засыпанная устрашающе толстым слоем снега, производит чарующее впечатление. Жизнь бьет ключом, люди на улицах оживлены и деловиты, молодежь, как полагается, чередует в своих внешних проявлениях шумную радость и эпатирующую резкость. В Казани, где русские и татары живут вместе вот уже четыре века, проблемы межэтнической и межконфессиональной розни нет. Даже остатков насильственной русификации времен Ивана Грозного и ответной реакции татарского населения не осталось и в подсознании. Русский язык в Казани показался мне даже более интеллигентным, чем современный московский выговор, и на нем говорят практически все. Возведенная недавно в Кремле как знак мирного сосуществования двух религий мечеть Кул-Шариф о восьми минаретах блещет роскошью и парадностью как истинно столичный предмет гордости. Кремлевский Благовещенский собор восстановлен и обустроен внутри с такой щедростью и таким вкусом, какие встречаются отнюдь не во всех московских «регенерируемых» храмах. Вообще Казань позиционирует себя как столица, как метрополия, и эта столичность чувствуется по многим статьям. А как насчет столичности в музыкальной жизни?

Главной театрально-музыкальной достопримечательностью Казани считается Международный оперный фестиваль имени Ф.И. Шаляпина, который вот уже в двадцать девятый раз проходит с конца января в течение двух недель (день рождения уроженца Казани Шаляпина — 13 февраля). Он проходит в Татарском театре оперы и балета имени Мусы Джалиля, который красиво расположился на площади Свободы частью еще одного столичного ансамбля.

Директор фестиваля, который и придумал этот фестиваль в 1982 году, и нашел для него его нынешнюю форму, — директор театра Рауфаль Мухаметзянов. Его смело можно было бы назвать «эффективным менеджером», если бы вытравить из этого определения тоталитаристский дух. Потому что Мухаметзянов действительно стал лучшим российским менеджером в области культуры в 2004 году. Он придумал сократить число спектаклей в театре до 10—12 в месяц, благодаря чему посещаемость скакнула до рекордных 95%. Он придумал перевести оперную труппу на контрактную основу, благодаря чему все без исключения исполнители главных партий «вербуются» среди певцов-лидеров из России, ближнего и дальнего зарубежья. Он придумал проводить ежегодные долгие гастроли оперной и балетной трупп, которые дают театру возможность успешнее решать финансовые проблемы.

Все это выглядит отличной менеджерской концепцией. Но если вернуться к искусству? Из семи спектаклей нынешнего фестиваля я отсмотрел четыре, в том числе обе премьеры сезона. И что же увидел и услышал?

Сначала о втором, слышимом компоненте оперного спектакля. В театре хороший, сыгранный оркестр (главный дирижер — Ренат Салаватов), профессиональный, грамотный хор (главный хормейстер — Любовь Дразнина). В подавляющем большинстве все приглашенные солисты (из Москвы и Киева, Минска и Санкт-Петербурга, Вильнюса и Бухареста) владеют стилем в пределах санитарной нормы и сценичны. Не беда, если случались отдельные неудачи по ходу дела — прехорошенькая курсистка Виолетта в «Травиате» не взяла пресловутый ми-бемоль, у киллера Спарафучиле в «Риголетто» не оказалось в распоряжении убойных низких нот, которые полагаются ему по профессии, а у статного тореро Эскамильо в «Кармен» переезды из регистра в регистр сопровождались нервными срывами — такое случается и с великими, и не надо тут судить строго. Зато насторожило, что ни один из дирижеров не предложил, как бы это сказать помягче, собственной музыкальной концепции. А если сказать грубо — истинной музыки в спектаклях не было и в помине. Затрепанная, заурядная «Кармен» и банально-пыльный «Риголетто» (дирижер — Милош Крейчи из Чехии), заунывная «Травиата» (дирижер — Алла Москаленко из Украины) и пошловатая «Лючия ди Ламмермур» (дирижер — Ренат Салаватов) — вот что предложил нам фестиваль.

Что же касается режиссуры, то тут дело обстояло покруче. Все-таки оркестр-то играл слаженно, а хор пел стройно. А по театральной части бессовестно нагромождались жуть на жуть. Пышноусый Георгий Ковтун (по второй профессии балетмейстер) наваял в «Кармен» такие веерно-вуальные подтанцовки, такие знойно-каблучные приколы, что в глазах потемнело. А прикиды от Анны Нежной отличались изощренным дурновкусием: к примеру, матерая шлюха Кармен в горах щеголяла натуральной рыжей лисой, словно мерилась с Людоедкой Эллочкой. Какая там идея женского достоинства, о чем вы?

Михаил Панджавидзе, работавший в Большом театре, а ныне ставший главным режиссером Минской оперы, был представлен двумя творениями — «Риголетто» и «Лючией ди Ламмермур». Первый спектакль — для богатых, парафраз фильма Дзеффирелли, много пудов непрожеванного итальянского Возрождения и мало забот о смысле. Второй спектакль — для бедных, тут дело происходит в западной метрополии, народ тусуется в офисных прикидах и в джинсе. Толку тоже мало: мыльная опера не рифмуется с музыкой Верди. В «Травиате» неведомо откуда взявшаяся режиссерша-француженка Жаннет Астер проявила максимум скромности в разделке трагедии, но до психологии персонажей докапываться тоже не стала. А без образов какое искусство? Получается хороший шоу-бизнес без оглядки на какие-то там высокие материи. Ощущается сознательная ориентация, если пользоваться голливудскими схемами, на продукт класса «С», не выше. Вот только некоторые певцы не сдавались. Катажина Мацкевич — Микаэла в «Кармен» излучала такую силу духа, что вся мишура спектакля на время теряла свою устрашающую силу. Витаутас Юозапайтис и Сусанна Чахоян в «Риголетто» прорвались сквозь безмозглую костюмность и убедили в том, что между этим одержимым отцом и этой хрупкой дочерью есть «тонкие, мучительные связи». А кто заставил содрогнуться, так это Чингиз Аюшеев в «Лючии» — его Эдгар примчался на свидание с любимой с изнуряющей страстью, с гнетущим ощущением безнадежности. Его голос переполнялся мощной эмоцией, и эта предельная самоотдача заставляла вспомнить сегодняшнего лидера мировой сцены — мексиканца Роландо Вильясона с его несравненными лирическими перехлестами.

Осознание системы ценностей, исповедуемой в этих спектаклях, позволяет понять и успех Татарской оперы на гастролях в Европе: там накопилось достаточно людей, которые смертельно ненавидят современный театр, каким бы он ни был, и ну просто обожают концерты в костюмах. Валом валят на такое и хлопают звонко. Но только достойно ли столичного театра делать деньги на чужой эстетической дремучести? Концепция гастролей, разработанная в 90-е годы, когда стояла задача выжить, сегодня выглядит для театра унизительной и жалкой.

В Казани хороших залов хватает, а концертов классической музыки — раз, два и обчелся. Афишных стендов нет, постеры расклеены на заборах вперемешку с афишами попсы и антрепризы. Отрадная акция нового президента Татарстана Рустама Минниханова — щедрый грант пришедшему в негодность Симфоническому оркестру. Назначен новый дирижер, Александр Сладковский, выученик Петербургской и Московской консерваторий, от его мастерства и воли зависит, вернется ли искусство на казанские подмостки. Разве Казань не достойна того же уровня в этом деле, как Пермь, Екатеринбург, Новосибирск? По-столичному жирно живущая Казань способна стать одним из музыкальных центров России.

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera