Сюжеты

Ностальгия каналья

Турецкий режиссер напомнил о нашей любви к итальянскому кино

Этот материал вышел в № 18 от 18 февраля 2011 года
ЧитатьЧитать номер
Культура

Шумяцкая ОльгаНовая газета

 

Итальянская малобюджетная семейная драма «Холостые выстрелы», вышедшая в прокат, идет не очень большим количеством экранов, но именно это обстоятельство дает повод говорить о ней подробней, чем о многих кассовых проектах, — ведь...

Итальянская малобюджетная семейная драма «Холостые выстрелы», вышедшая в прокат, идет не очень большим количеством экранов, но именно это обстоятельство дает повод говорить о ней подробней, чем о многих кассовых проектах, — ведь итальянское кино, когда-то столь любимое и востребованное советским прокатом и советским зрителем, сегодня нигде не увидишь.

Фезран Озпетек много лет назад приехал из родного Стамбула в Рим изучать историю кино, начал снимать кино сам, получил национальную премию итальянских кинематографистов «Давид Донателло», специализируется на гомосексуальной теме. Он снял фильм даже не столько итальянский, сколько средиземноморский — настоянный на терпком красном вине и жгучем солнце, на терпком гневе и жгучей горечи. Улочки старинного городка, тепло шершавого камня под рукой, цветущий сад, стены большого фамильного дома, хранящие память поколений, вкус теплой мягкой пасты, той, что изготавливают на фабрике семейства Кантоне, шумные суматошные завтраки обеды и ужины, на которых все говорят одновременно, размахивают руками и выясняют семейные проблемы… Все, что мы так любим в Италии, — вот, пожалуйста, во всей своей красе. Любуйтесь. На одном из таких семейных обедов Томасо хочет сделать признание родным в том, что он гей, а еще — что не собирается заниматься макаронным бизнесом и хочет стать писателем. Но старший брат опережает его, сделав примерно такое же заявление. Гей — он. Позорное изгнание из дома. Отцовский инфаркт. Бурные переживания всех членов семьи, и скоро Томасо придется, надев стерильную шапочку, идти паковать макароны. И попытаться скрыть свою ориентацию.

На самом деле «Холостые выстрелы» лишь притворяются семейной драмой. Драмы в них ровно столько же, сколько комедии, а та, в свою очередь, может поспорить с мелодрамой. Озпетек снимает кино ироничное, нежное, печальное, задумчивое, где у каждого из многочисленных героев есть если не свой секрет, то повод для сожалений и грустных воспоминаний. «Ностальгия каналья» — как поется в знаменитой песенке 70-х — владеет не только персонажами, но и самим режиссером, заключившим свой фильм в формальные рамки традиционных семейных лент 30-летней давности, но при этом счастливо избежавший и патриархальности, и архаичности. Напротив, герои четко вписаны в сегодняшнюю реальность, как портрет короля Виктора Эммануила в абрис итальянской серебряной лиры. И некоторая вольность темы, невозможная в 70-е, тут ни при чем. Просто в «Холостых выстрелах» очень хорошо чувствуется, что какое бы десятилетие ни было на дворе, для человека время его жизни всегда одно. А выбор — делать то, что хотят другие, или то, что хочешь сам, всегда за ним.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera