Сюжеты

Избранных все меньше

Идет кампания по искоренению прямых выборов мэров региональных столиц

Этот материал вышел в № 20 от 25 февраля 2011 года
ЧитатьЧитать номер
Политика

Лола ТагаеваКорреспондент

13 марта очередной единый день голосования пройдет без прямых выборов мэров региональных столиц России. Это произойдет впервые за все время проведения «единых дней». Избрание мэров населением городов постепенно было заменено избранием...

13 марта очередной единый день голосования пройдет без прямых выборов мэров региональных столиц России. Это произойдет впервые за все время проведения «единых дней».

Избрание мэров населением городов постепенно было заменено избранием «главы города» депутатами Заксобрания из своего числа и наймом главы администрации — так называемого сити-менеджера по контракту и на конкурсной основе.

В марте этого года должны были состояться прямые выборы мэров в Перми и Владимире. Однако их отменили решением городских дум в прошлом году — несмотря на общественный протест. Особенно упорным он был в Перми, где коалиция «За прямые пермские выборы» до сих пор борется за отмену этих поправок в уставе города.

А в прошлый единый день голосования, 11 октября минувшего года, не состоялись выборы мэров в семи региональных центрах: в Ижевске, Казани (тут они были отменены еще в 1995 году), Калуге, Нижнем Новгороде, Оренбурге, Тамбове и Чебоксарах. Только в Самаре и Махачкале жители сами избрали себе мэров, в остальных случаях это сделали депутаты представительных органов. В марте 2010 года не состоялись прямые выборы мэров в Туле и Иванове.

Масштабное сокращение практики избрания мэров населением идет всего лишь второй год, хотя такие возможности были заложены в законодательстве ранее. В 1995 году был принят закон о возможном выполнении обязанностей главы муниципального образования председателем местного Заксобрания. Но тогда этим законом воспользовались лишь в Татарии, Башкирии и Марий Эл. Остальные регионы еще предпочитали прямые выборы.

А в октябре 2003 года — незадолго до отмены выборов губернаторов — был принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления», разработанный Дмитрием Козаком. Нововведением стало предложение разделить муниципальную исполнительную власть на два уровня: политические функции передать одному человеку, а хозяйственные — другому. Закон предложил регионам выбрать по желанию три варианта избрания мэров: старый, с прямыми выборами; второй — когда главу администрации выбирают депутаты и он исполняет политические функции, а хозяйственные передаются главе города, сити-менеджеру; и третий, гибридный, вариант — когда глава избирается населением и становится спикером, но хозяйством занимается все тот же сити-менеджер.

«Процесс пошел» в 2009 году. По словам политолога Александра Кынева, внедрение практики отстранения населения от выборов мэров — логичный шаг в построении исполнительной вертикали после отмены выборов губернаторов. По мнению эксперта ассоциации «Голос» Андрея Бузина, власть начала внедрять отмену прямых выборов мэров лишь сейчас, так как сначала нужно было обновить состав губернаторов.

Губернаторы получили официальное право влиять на процесс: согласно закону, главы субъектов могут предложить треть членов конкурсной комиссии, а также инициировать отставку сити-менеджера. Это помимо использования административного ресурса. Ассоциация «Голос» отмечает интересный момент: именно новые губернаторы-назначенцы, сами никогда не побеждавшие на прямых губернаторских выборах, особенно активны в стремлении содействовать отмене прямых выборов мэров. «Возможно, это связано с тем, что они инстинктивно воспринимают наличие любых значимых политических фигур, имеющих легитимность, полученную непосредственно на выборах, как угрозу своему влиянию», — говорится в заявлении ассоциации.

Кстати, самое большое общественное сопротивление отмене выборов мэров было в Свердловской области и Ханты-Мансийском АО, где с этой инициативой выступили новые губернаторы Александр Мишарин и Наталья Комарова. В итоге в Екатеринбурге прямые выборы были заменены на третий, гибридный, вариант избрания, а в Сургуте их удалось сохранить, однако нежелательные кандидаты на прямых выборах мэра заранее были «отсеяны».

Замена прямых выборов приведет к более стабильной и управляемой системе, утверждают сторонники нововведения. Однако, по словам Кынева, количество проблем таким образом не уменьшается, а наоборот: во-первых, двухголовая схема приводит к конфликтам, во-вторых, лишение мэров прямой легитимности, полученной непосредственно от избирателей, снижает их политическое влияние и дестабилизирует обстановку.

Помимо вышеперечисленных областных центров, в которых отменены прямые выборы мэров, также был изменен процесс их избрания в Смоленске, Благовещенске, Барнауле, Курске, Белгороде, Мурманске, Твери, Пскове, Элисте, Кургане, Челябинске и др. Таким образом, практически в половине административных центров произошла отмена прямых выборов, причем старая система лучше удерживается за Уралом. В Центральном регионе страны при прямых выборах остались лишь Ярославль, Воронеж и Липецк. Но и эти города сдадутся, предрекает Бузин. «Нельзя надеяться, что останутся какие-то исключения на уровне столиц субъектов», — считает он.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera