СюжетыОбщество

Мятеж фантомов

В ночь с 25 на 26 февраля в Нальчике было неспокойно. А что было — мало кто знает. Передает спецкор «Новой»

Этот материал вышел в номере № 21 от 28 февраля 2011 года
Читать
Официальные средства массовой информации сообщали о нападении на город трех групп боевиков- ваххабитов, сравнивая происходящее с мятежом 13 октября 2005 года. Неофициальные помимо этого говорили о нападении на город «антиваххабитов» — так...

Официальные средства массовой информации сообщали о нападении на город трех групп боевиков- ваххабитов, сравнивая происходящее с мятежом 13 октября 2005 года. Неофициальные помимо этого говорили о нападении на город «антиваххабитов» — так называемых «Черных ястребов».

Ни те, ни другие так и не были найдены.

За несколько недель до событий на базу внутренних войск в КБР «Нальчик 20» было переброшено несколько подразделений из Владикавказа. Ближе к вечеру субботы туда же прошли дополнительные колонны бронетехники.

В городе обстановка спокойная, правда, никто не может понять, что происходит.

Президент Кабардино-Балкарии Арсен Каноков заявил вечером в субботу, что «ситуация под контролем правоохранительных органов» и «КТО в масштабах республики вводиться не будет».

В пятницу около восьми часов вечера, подъезжая к поселку Хасанья, одному из пригородов Нальчика, я слышала несколько автоматных очередей, но особого значения этому ни я, ни мои спутники не придали.

Через час началась паника, телефон разрывался: что у вас там происходит, город атакован боевиками. Мы отвечали, что все в порядке и здесь ничего слышно. Когда включили новости, обнаружилась страшная картина. Федеральные каналы сравнивали происходящее с нападением боевиков на Нальчик 13 октября 2005 года: на город напали три группы боевиков, атакованы два поста ДПС, обстреляно здание УФСБ, взорван ведомственный санаторий «Ленинград», десятки раненых, бой на посту ДПС в Хасанье еще продолжается… Однако силовикам удалось отразить нападение боевиков на город — звучало из телевизора.

В то же время хозяйке нашего дома позвонила сестра, живущая как раз напротив санатория «Ленинград»: «Ну что там у вас, вы живы?» — «Мы живы, а вы от взрыва не пострадали?» — «Да у нас все тихо, никакого взрыва мы не слышали», — ответила она.

Меня хозяева из дому не выпустили — всю ночь по городу разъезжали машины без номеров и вооруженные сотрудники в масках досматривали каждый автомобиль.

Ведомственный санаторий ФСБ «Ленинград»

Утром в субботу подъезжаем к проходной. По информации информагентств, в санатории была «взорвана бомба, пострадали 10—12 человек, раненые доставлены в городскую клиническую больницу».

Сразу за будкой охраны, перед центральным входом в санаторный корпус, в небольшом дворике стоят несколько человек. Выходит охранник: «Снимать не дам». Спрашиваю: «Взрыв ночью был? Раненые есть?»

— Какие раненые, да это обыкновенная петарда, через забор закинули. Действительно, хотя во дворе и разбросано множество мелких веточек вечнозеленого кустарника, а в самом кустарнике, окаймляющем газон, в снегу видно углубление, снег вокруг — девственно белый и никаких осколков не наблюдается.

В городской клинической больнице мне сообщили, что «поступил один сотрудник ДПС, раненный по касательной в щеку на посту «Шалушка». Еду дальше.

Здание УФСБ

По данным правоохранительных органов, в здание было произведено 5 выстрелов из подствольника ручного гранатомета. Это 10-этажное здание с куполом. После 13 октября 2005-го УФСБ переехало из центра города и более тщательно подошло к собственной защите: здание со всех сторон ограждено высоким забором и подъехать на машине к нему нельзя. На последнем этаже между окнами виднеется черное пятно гари, больше видимых повреждений я не замечаю.

Пост ДПС «Шалушка»

Здание поста находится на повороте дороги из селения Шалушка на федеральную трассу «Кавказ», недалеко от въезда в Нальчик со стороны Пятигорска. На посту видимого ажиотажа не наблюдается, начальник смены спокоен и бодр:

— Вчера около 20.00 они спустились из Шалушки, на ходу обстреляли из автоматов пост и уехали в сторону Пятигорска.

— Погоня была организована?

— Какая погоня, мы же отстреливались.

— А где следы от пуль?

— Окна мы заменили еще ночью, здание подреставрировали. Две машины ДПС пострадали, их уже забрали для следственных действий. Ранение щеки получил один наш сотрудник.

Никаких следов реставрации на здании ДПС не вижу, и на рамах всех окон, которые якобы заменили ночью, старая краска, которой покрашен и сам пост.

Пост ДПС на выезде из поселка Хасанья

По информации СМИ, вчера вечером именно на этом посту «бой продолжался несколько часов».

Это не простой пост, он заградительный, а значит — усиленный. Пять бетонных блоков, поставленных в шахматном порядке, милиционеры плюс сотрудники ОМОНа. Справа, на пригорке, пост прикрывает импровизированный бункер из бетонных блоков, где базируются сотрудники ОМОНа. Оба поста оборудованы мощными прожекторами.

Спрашиваю у сотрудников:

— Говорят, здесь вчера был бой?

Они улыбаются:

— Если говорят, значит, был.

— Странно, — продолжаю я, — вчера в это время я была отсюда метров за 500, слышала нескольких автоматных очередей, и все…

— Нас обстреляли вот с того пригорка, — говорит мне сотрудник ДПС, — в нескольких десятках метров от нашего верхнего поста.

И показывает в бетонном заграждении несколько углублений от пуль.

— За несколько часов всего боя пара автоматных очередей?

В ответ долгое молчание, потом один из бойцов бросает:

— Вот ты у своих федералов и спроси, зачем они войну тут пытаются изобразить.

Как сообщила мне пресс-секретарь СУ СКП по КБР Татьяна Наужокова, возбуждены уголовные дела по фактам посягательства на жизнь сотрудников правоохранительных органов, произошедших на двух постах ДПС, на территории санатория «Ленинград» и здания УФСБ по КБР. Также уголовные дела возбуждены по статьям о разбое, умышленном повреждении чужого имущества. Задержать на месте преступления никого не удалось, в окрестностях города идут оперативно-разыскные мероприятия. «Никакими данными о «группах боевиков, напавших на город», мы не располагаем», — заключила она.

…В эту ночь в Нальчике произошли еще и другие события, не получившие широкого отражения в официальных сводках СКП.

Около 3 часов ночи во двор семьи Мамишевых неизвестные бросили ручную гранату, затем в дом полетела бутылка с зажигательной смесью. В небольшом доме в это время находились пятеро взрослых и четверо детей от одного года до девяти лет. Два окна, выходящие во двор дома, иссечены осколками, взрывной волной выбило окна у соседей.

Хозяйка дома Марина Мамишева, младший сын которой находится в розыске по подозрению в ряде убийств, произошедших за последнее время в республике, рассказывает:

— Это уже второе нападение, то же самое было 6 января. Вчера президент Каноков принимал родителей, чьи сыновья находятся в розыске. Меня не приняли, сказали, что я вычеркнута из списка. Мы не знаем, что делать. Сегодня мы не погибли по чистой случайности, заметно же, куда они целились.

В тесном дворике дома, прямо под окнами, стоит припаркованная «Газель». Под ее днищем — газовый баллон. Воронка от разорвавшейся гранаты в метре от него. Чудом осколки не задели баллон.

Прибывшие сотрудники милиции нашли на месте взрыва запечатанный сверток, куда была вложена листовка: «Мы вас предупреждали». Подпись — «Черные ястребы».

Примерно в это же время боевая граната была заброшена во двор дома, где проживают две женщины — мать и бабушка Аспаруха Шамаева, который, по данным правоохранительных органов, подозревается в причастности к НВФ.

Той же ночью в 3 часа 20 минут в Нальчике была забросана бутылками с зажигательной смесью «ваххабитская стоянка»: именно так ее называют милиционеры.

«Ваххабитской» стоянку на улице Чернышевского называют потому, что рядом с ней находятся две фирмы городского такси, в одной из которых преимущественно работают молящиеся мусульмане. На ночь многие таксисты оставляют свои машины именно здесь. После нападения загорелась будка сторожа, за час она полностью выгорела. Это нападение также было совершено от имени «Черных ястребов».

«Черные ястребы — антиваххабы», так они сами подписываются в листовках, некие «народные мстители». С начала этого года на их счету уже около десятка подобных нападений. Кто они — никто не знает, в том числе и официальные представители силовых структур.

…Всю субботу никто из представителей республиканской власти не был доступен для комментариев. Пресс-секретарь президента КБР Залина Шокарова сказала «Новой», что комментариев никаких пока не будет, сейчас «с ситуацией разбираются правоохранительные органы, и только они обладают какой-либо информацией». Телефоны информационного центра ФСБ и оперативного штаба, владеющего ситуацией, были переведены на факс.

Источник в ближайшем окружении Арсена Канокова пояснил: «Мы готовим официальное заявление президента КБР. Пока оно не появится на лентах информагентств, ни один республиканский чиновник официальных комментариев не даст. Следите за развитием событий».

Ближе к вечеру субботы появилась информация о том, что по федеральной трассе «Кавказ» в направлении Нальчика движется колонна бронетехники. А неделю назад на базу внутренних войск «Нальчик 20», дислоцированную в Чегемском районе республики, из Владикавказа было переброшено несколько подразделений внутренних войск.

Внешне в городе все спокойно. Но население уверено, что все события последних недель — мнимые и реальные — это «только начало»…

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow