СюжетыОбщество

Вид с минарета

В мусульманской общине Татарстана обнаружились разные взгляды на отношения государства и религиозных объединений

Этот материал вышел в номере № 21 от 28 февраля 2011 года
Читать
В тихом-мирном Татарстане, где нет политической оппозиции, неожиданно возникла духовная. От рук официального Духовного управления мусульман республики (ДУМ) отбилась мечеть «Нурулла». В минувшую пятницу в этой мечети (она находится в...

В тихом-мирном Татарстане, где нет политической оппозиции, неожиданно возникла духовная. От рук официального Духовного управления мусульман республики (ДУМ) отбилась мечеть «Нурулла».

В минувшую пятницу в этой мечети (она находится в центре Казани и является достопримечательностью города) прошло собрание мусульман, на котором были выдвинуты кандидаты в муфтии Татарстана. Эти кандидаты — альтернатива тому, кто будет предложен духовным управлением с одобрения правительства республики.

Выборы нового муфтия республики взамен неожиданно ушедшего в отставку 53-летнего Гусмана-хазрата Исхакова состоятся в апреле, а пока происходят непривычные события. Так, недавно возле стен Казанского кремля прошла акция протеста мусульман. Прохожие с явным удивлением замечали, что людей с плакатами возглавляет солидный человек в одеяниях священнослужителя. Это вам не взъерошенный либерал в очках и не футбольный фанат в шарфе любимого клуба.

Габдулла-хазрат Галиуллин, имам-хатыб мечети «Нурулла», в 90-е годы был муфтием Татарстана и приобрел известность не только в мусульманских кругах. В делах общины он, конечно же, осведомлен и, надо думать, ни с того ни с сего на площадь не вышел бы.

Ко времени пикета Габдулла-хазрат отправил письмо президенту России с вопросом, который возникает у верующих: «Имеет ли власть право так бесцеремонно влезать в дела религиозных объединений и институтов?» Священнослужитель сообщил Дмитрию Медведеву, что муфтий Татарстана Гусман Исхаков (он же председатель духовного управления) ушел в отставку «под давлением республиканских властей». И это вызывает недоумение, так как Исхаков «добился серьезных и значительных успехов в деле объединения мусульман, создания необходимой инфраструктуры, укрепления авторитета Татарстана в мусульманских странах». Нового лидера мусульманам республики, по мнению Габдуллы-хазрата, пытаются навязать «отдельные чиновники». Мусульмане же, пишет президенту имам-хатыб, «не признают и.о. председателя ДУМ Республики Татарстан Илдуса Файзова, актера с десятилетним стажем работы в театре, на которого делает ставку республиканская власть». Возникшие в мусульманской среде разногласия, полагает Габдулла-хазрат, могут «разбалансировать обстановку в республике», к чему стремятся некие местные силы.

— Это делается для того, чтобы подорвать в глазах Москвы авторитет президента Татарстана Рустама Минниханова, — сказал он корреспонденту «Новой газеты». — Получится, что до него здесь были стабильность и согласие, а при нем их не станет.

Габдулла-хазрат также опасается, что государство добьется изменения устава ДУМ, после чего имамов мечетей станут не избирать, а назначать. Подобные намерения уже высказывались.

Наряду с лозунгами общего характера («Мы протестуем против незаконного вмешательства властей в дела мусульман!») участники пикета выставили и плакаты с конкретным содержанием. Например: «Начальник ФСБ Нижнекамска Тукаев М. требует ухода Юсуфа-хазрата». Журналистам они пояснили, что данный работник ФСБ сказал имаму мечети Нижнекамска: «У меня есть указание снять тебя с работы».

В пресс-службе управления ФСБ по Татарстану «Новой газете» в каких-либо комментариях отказали. А хотелось спросить еще и об обысках в домах двух имамов Новошешминского района. Об этом на пикете говорилось с особым возмущением. Обыски прошли в доме имама мечети в селе Зирекле Ильяса-хазрата и в доме имама центральной мечети села Новошешминска Ильдара-хазрата. На это, как выяснилось, имелось постановление судьи, а поводом явилось подозрение в участии имамов в бандформировании. В отсутствие комментариев спецслужб можно только догадываться, в чем дело. В конце ноября в соседнем районе силами МВД в ходе масштабной операции с перестрелкой была ликвидирована группа из трех вооруженных преступников, и, как водится, сразу возникла версия об исламских террористах. При обысках под Новый год у обоих имамов изъяли религиозные книги, видео- и аудиозаписи.

После пикета корреспондент «Новой» связался по телефону с Ильясом-хазратом и Ильдаром-хазратом, и оба сказали, что подозрения оказались необоснованными. Одному из них уже вернули изъятое, другому пообещали вернуть в ближайшие дни. Репутация священнослужителей в глазах односельчан тем не менее могла пострадать — об обысках знают все, а о том, что подозрения сняты, публично не сообщалось.

«Ислам — это не террор. Террор — это не ислам» — этот лозунг, как и ряд других, обнародованных на пикете, наверное, могли бы поддержать в Духовном управлении мусульман Татарстана. Но руководитель ДУМ от акции протеста подчеркнуто отстранился.

— Акция с нами не согласовывалась, — заявил «Новой газете» исполняющий обязанности муфтия Татарстана Илдус Файзов. — Имам мечети «Нурулла» нарушил этические нормы. Мы ведем конструктивный диалог с государством, а он выдвинул ложные обвинения. Канонически мечеть подчиняется духовному управлению, и мы с этим будем разбираться.

Ну что тут скажешь? Раскола, пожалуй, еще нет, но уже есть трещина.

Сложная это материя — духовная жизнь. Еще сложнее отношения религии и государства, в которых человечество разбирается с сотворения мира. Казалось бы, простой вопрос: «Как пройти к мечети?» Легко ответить: «Идите прямо, прямо, пока не кончится государство. А там, отдельно, стоит мечеть». Но государство у нас не кончается нигде. Оно вечно под луной, а также — под полумесяцем.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow