СюжетыОбщество

Исламская революция не грозит Турции… Ее завоевали русские женщины

Граждане не сопротивлялись

Этот материал вышел в номере № 21 от 28 февраля 2011 года
Читать
Лидер Общероссийской исламской организации «Аль-Хак» («Справедливость») и Фонда российско-турецкого сотрудничества «Евразийский диалог» Камилжан КАЛАНДАРОВ накануне международной конференции «Россия – Турция: вместе в XXI веке», которая...

Лидер Общероссийской исламской организации «Аль-Хак» («Справедливость») и Фонда российско-турецкого сотрудничества «Евразийский диалог» Камилжан КАЛАНДАРОВ накануне международной конференции «Россия – Турция: вместе в XXI веке», которая назначена на 25 февраля, рассказал «Новой газете» о «конфессиональной гармонии» по-турецки, сотрудничестве с Жириновским и проблеме мечетей в Москве.

- Почему, по Вашему мнению, Турции не грозит исламская революция? Ведь почти весь исламский Восток уже охвачен революционным процессом…

  • Я считаю, что сегодня уровень жизни населения в Турции намного выше, чем в других мусульманских странах – например, в Иране или Египте, а уровень безработицы ниже. Нынешнее правительство Турции пользуется большим доверием своего населения, чем правительства других мусульманских стран. Турция сегодня – страна надежд, она становится экономически ведущей страной своего региона за счет превращения в энергетический хаб между Европой и Азией. Поэтому исламской революции в ближайшее время там не будет.

Безусловно, в Турции есть нарушения прав человека, как и во многих других странах. Однако и тут, в своем регионе, она выгодно смотрится на фоне, скажем, Азербайджана, Туркменистана или того же Ирана.

Давайте теперь посмотрим, что представляет собой сегодня ислам в Турции. Мы, в России, часто критикуем за «исламизм» правящую в Турции Ак-партию («Белую партию»). Но она демонстрирует, как в современном мире ислам может служить социально-экономическому прогрессу, модернизации и европейской интеграции.

Можно, конечно, вспомнить о курдской проблеме или локальных акциях протеста, которые временами вспыхивают в Турции. Но я хочу заметить, что курды представлены на всех уровнях власти в Турции, на их языке издаются газеты, выходят в эфир радио и телеканалы. Что еще нужно?

- Нужна государственная независимость…

  • Да. Я думаю, что это вопрос, который не должен нами обсуждаться, потому что это вопрос суверенитета Турецкой республики. В конце концов, и в России некоторые подобным же образом ставят вопрос о Северном Кавказе. Мы должны уважать суверенитет стран.

- Как Вы оцениваете перспективу Турции стать новым лидером исламского мира, чтобы внести некое европейское начало в этот, в общем-то, довольно радикальный и экономически отсталый мир?

  • Я неоднократно встречался с духовными лидерами турецкого ислама – в частности, с бывшим верховным муфтием Али Бардак-оглу. Он был и председателем Комитета по делам религий.

- Одновременно – духовным лидером и государственным чиновником?

  • Да, у них такая система. Так вот, на мой взгляд, Турция не стремится стать лидером исламского мира. Ее сегодняшнее руководство старается обеспечить права всех религий – особенно христианства и иудаизма, с чем в Турции бывали проблемы. Сегодня это самодостаточная страна и без этих претензий Турция выиграет больше, чем, если бы она претендовала на место Саудовской Аравии в исламском мире.

- Недавно Европейский суд по правам человека принял решение, обязывающее Турцию вернуть Константинопольскому патриархату его духовную школу на острове Халки, закрытую в 1974 году. Есть еще ряд исков, с которыми греческая православная община обратилась в Страсбург. Насколько обоснованы эти жалобы?

  • Я должен признаться, что не знаком с самими исками, а знаю проблему только из СМИ. Мне кажется, раз Европейский суд принял такое решение, то для этого были основания. Нам надо дождаться реакции турецкого правительства, чтобы делать какие-то окончательные выводы. Но такие проблемы везде есть – в Европейский суд масса жалоб поступает и из Англии, и из Германии…

- Есть другая христианская община Турции, которая традиционно испытывает там проблемы, - армянская. И вопрос о геноциде 1915 года является болезненным не только в отношениях Турции с Арменией, но и со всем западным миром. Как, по-Вашему, можно урегулировать эту проблему?

  • Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сначала рассмотреть вопросы о виновниках этой трагедии, количестве пострадавших с той и другой стороны, предпосылках и действующих лицах. Вина турок в тех событиях – очень болезненный вопрос, связанный с суверенитетом Турецкой республики, и он требует серьезного изучения. Вина армян, исходя из документов, тоже должна быть признана. Это трагедия двух народов.

Сегодня развиваются партнерские отношения Турции и Армении, принято решение открыть границу между странами. Президент и премьер-министр Турции прилагают титанические усилия, чтобы разрешить эту проблему, такие же усилия прилагаются и со стороны Армении.

- Что Вы знаете о российской общине Турции? Много ли там сейчас проживает наших соотечественников, каково их положение?

  • В прошлом году я встречался с руководством Русской общины в Анталии. Сейчас только в этом регионе более 200 тысяч русских постоянно проживают, а всего в Турции – около 300 тысяч. Это русские девушки, которые вышли замуж за турок. В этом городе открыта русская школа, причем большую помощь оказывает фонд «Русский мир». Но одной школы недостаточно. На мой взгляд, нужно открывать курсы русского языка во всех городах Турции – это необходимо для общения персонала гостиниц и магазинов с миллионами русских туристов, которые туда приезжают (а сейчас, после событий в Египте, этот поток значительно возрастет). Русские женщины уже завоевали Турцию – они везде. И это тоже тормозит исламскую революцию.

Но задача России и таких общественных организаций как наша – создавать условия для максимально широкого доступа к русскому языку и культуре в Турции, чтобы не исчез в смешанных семьях русский язык.

- А что конкретно Вы можете сделать?

  • Мы большие задачи ставим перед собой. Например, планируется создать Турецкий культурный центр в Москве, в чем нас поддержал Владимир Жириновский – тюрколог по образованию. Он нам обещал землю, а мы займемся привлечением турецкого капитала для этого строительства…

- Вы не опасаетесь, что отпугнете сотрудничеством с Жириновским часть мусульманской уммы, которая считает себя оскорбленным его антикавказскими высказываниями?

  • Я пошел на контакт с Жириновским вполне осознанно, потому что это была проверка для нашего фонда, который называется «Евразийский диалог». Если мы не можем договориться с Жириновским или с другими политиками, которые придерживаются отличной от нашей идеологии, значит грош нам цена. Мы призваны найти диалог со всеми политическими силами и группами РФ. Потому что наша сила в том, что мы умеем договариваться. Владимир Вольфович поддержал многие наши проекты…

- Правда, пока не слышно, чтобы он принес извинения мусульманам…

  • Нет, 17 февраля он дал интервью, в котором заявил, что его неправильно поняли, и отчасти дезавуировал те свои высказывания. Я для себя принял такое решение: надо нам отделять политику от повседневной жизни. У каждого человека есть светлая и темная сторона – нам в любом человеке надо уметь находить позитивное. Жириновский же не против дружбы народов, и к Турции очень хорошо относится. Поэтому лучше хотя бы одного нашего оппонента сделать другом, чем ходить и каждый день со всеми ругаться.

- Не могу Вас не спросить о мечетях в Москве. Вас не огорчило заявление Сергея Собянина, что мечеть в Текстильщиках построена не будет, а чтобы построить еще какую-нибудь – надо проходить через мучительные процедуры согласований, слушаний, изменения градостроительных планов и т.п.? От Московской патриархии исполнения такой процедуры не требуют…

  • У меня очень негативный опыт борьбы за открытие новых мечетей в Москве. Я испытал очень большое давление не только со стороны местных властей, и со стороны самих духовных управлений мусульман, когда я стал бороться за новые мечети. Эта проблема намного сложнее и запутаннее, чем любой другой вопрос сегодняшней мусульманской уммы. Усилия любого политика, которые призывает к строительству мечетей, негативно воспринимается самими духовными лицами. Это поле их деятельности, минное поле, пусть сами и решают этот вопрос. Создается впечатление, что это лишь политическая игра.

Будучи членом Общественной палаты, я предложил, как вариант, сделать на рынках молитвенные комнаты, чтобы там молились таджики, узбеки и прочие мусульмане, кто работает на рыках. В тюрьмах ведь уже начали открывать такие комнаты, тем более что и на рынках негласно они уже существуют. Но моя задача как правозащитника и долг как мусульманина – помогать моим единоверцам, чтобы они могли выполнять свои религиозные обязанности.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow