Сюжеты

Исламская революция не грозит Турции… Ее завоевали русские женщины

Граждане не сопротивлялись

Этот материал вышел в № 21 от 28 февраля 2011 года
ЧитатьЧитать номер
Общество

Александр СолдатовНовая газета

 

Лидер Общероссийской исламской организации «Аль-Хак» («Справедливость») и Фонда российско-турецкого сотрудничества «Евразийский диалог» Камилжан КАЛАНДАРОВ накануне международной конференции «Россия – Турция: вместе в XXI веке», которая...

Лидер Общероссийской исламской организации «Аль-Хак» («Справедливость») и Фонда российско-турецкого сотрудничества «Евразийский диалог» Камилжан КАЛАНДАРОВ накануне международной конференции «Россия – Турция: вместе в XXI веке», которая назначена на 25 февраля,  рассказал «Новой газете» о «конфессиональной гармонии» по-турецки, сотрудничестве с Жириновским и проблеме мечетей в Москве.

- Почему, по Вашему мнению, Турции не грозит исламская революция? Ведь почти весь исламский Восток уже охвачен революционным процессом…

- Я считаю, что сегодня уровень жизни населения в Турции намного выше, чем в других мусульманских странах – например, в Иране или Египте, а уровень безработицы ниже. Нынешнее правительство Турции пользуется большим доверием своего населения, чем правительства других мусульманских стран. Турция сегодня – страна надежд, она становится экономически ведущей страной своего региона за счет превращения в энергетический хаб между Европой и Азией. Поэтому исламской революции в ближайшее время там не будет.

Безусловно, в Турции есть нарушения прав человека, как и во многих других странах. Однако и тут, в своем регионе, она выгодно смотрится на фоне, скажем, Азербайджана, Туркменистана или того же Ирана.

Давайте теперь посмотрим, что представляет собой сегодня ислам в Турции. Мы, в России, часто критикуем за «исламизм» правящую в Турции Ак-партию («Белую партию»). Но она демонстрирует, как в современном мире ислам может служить социально-экономическому прогрессу, модернизации и европейской интеграции.

Можно, конечно, вспомнить о курдской проблеме или локальных акциях протеста, которые временами вспыхивают в Турции. Но я хочу заметить, что курды представлены на всех уровнях власти в Турции, на их языке издаются газеты, выходят в эфир радио и телеканалы. Что еще нужно?

- Нужна государственная независимость…

- Да. Я думаю, что это вопрос, который не должен нами обсуждаться, потому что это вопрос суверенитета Турецкой республики. В конце концов, и в России некоторые подобным же образом ставят вопрос о Северном Кавказе. Мы должны уважать суверенитет стран.

- Как Вы оцениваете перспективу Турции стать новым лидером исламского мира, чтобы внести некое европейское начало в этот, в общем-то, довольно радикальный и экономически отсталый мир?

- Я неоднократно встречался с духовными лидерами турецкого ислама – в частности, с бывшим верховным муфтием Али Бардак-оглу. Он был и председателем Комитета по делам религий.

- Одновременно – духовным лидером и государственным чиновником?

- Да, у них такая система. Так вот, на мой взгляд, Турция не стремится стать лидером исламского мира. Ее сегодняшнее руководство старается обеспечить права всех религий – особенно христианства и иудаизма, с чем в Турции бывали проблемы. Сегодня это самодостаточная страна и без этих претензий Турция выиграет больше, чем,  если бы она претендовала на место Саудовской Аравии в исламском мире.

- Недавно Европейский суд по правам человека принял решение, обязывающее Турцию вернуть Константинопольскому патриархату его духовную школу на острове Халки, закрытую в 1974 году. Есть еще ряд исков, с которыми греческая православная община обратилась в Страсбург. Насколько обоснованы эти жалобы?

- Я должен признаться, что не знаком с самими исками, а знаю проблему только из СМИ. Мне кажется, раз Европейский суд принял такое решение, то для этого были основания. Нам надо дождаться реакции турецкого правительства, чтобы делать какие-то окончательные выводы. Но такие проблемы везде есть – в Европейский суд масса жалоб поступает и из Англии, и из Германии…

- Есть другая христианская община Турции, которая традиционно испытывает там проблемы, - армянская. И вопрос о геноциде 1915 года является болезненным не только в отношениях Турции с Арменией, но и со всем западным миром. Как, по-Вашему, можно урегулировать эту проблему?

- Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сначала рассмотреть вопросы о виновниках этой трагедии, количестве пострадавших с той и другой стороны, предпосылках и действующих лицах. Вина турок в тех событиях – очень болезненный вопрос, связанный с суверенитетом Турецкой республики, и он требует серьезного изучения. Вина армян, исходя из документов, тоже должна быть признана. Это трагедия двух народов.

Сегодня развиваются партнерские отношения Турции и Армении, принято решение открыть границу между странами. Президент и премьер-министр Турции прилагают титанические усилия, чтобы разрешить эту проблему, такие же усилия прилагаются и со стороны Армении.

- Что Вы знаете о российской общине Турции? Много ли там сейчас проживает наших соотечественников, каково их положение?

- В прошлом году я встречался с руководством Русской общины в Анталии. Сейчас только в этом регионе более 200 тысяч русских постоянно проживают, а всего в Турции – около 300 тысяч. Это русские девушки, которые вышли замуж за турок. В этом городе открыта русская школа, причем большую помощь оказывает фонд «Русский мир». Но одной школы недостаточно. На мой взгляд, нужно открывать курсы русского языка во всех городах Турции – это необходимо для общения персонала гостиниц и магазинов с миллионами русских туристов, которые туда приезжают (а сейчас, после событий в Египте, этот поток значительно возрастет). Русские женщины уже завоевали Турцию – они везде. И это тоже тормозит исламскую революцию.

Но задача России и таких общественных организаций как наша – создавать условия для максимально широкого доступа к русскому языку и культуре в Турции, чтобы не исчез в смешанных семьях русский язык.

- А что конкретно Вы можете сделать?

- Мы большие задачи ставим перед собой. Например, планируется создать Турецкий культурный центр в Москве, в чем нас поддержал Владимир Жириновский – тюрколог по образованию. Он нам обещал землю, а мы займемся привлечением турецкого капитала для этого строительства…

- Вы не опасаетесь, что отпугнете сотрудничеством с Жириновским часть мусульманской уммы, которая считает себя оскорбленным его антикавказскими высказываниями?

- Я пошел на контакт с Жириновским вполне осознанно, потому что это была проверка для нашего фонда, который называется «Евразийский диалог». Если мы не можем договориться с Жириновским или с другими политиками, которые придерживаются отличной от нашей идеологии, значит грош нам цена. Мы призваны найти диалог со всеми политическими силами и группами РФ. Потому что наша сила в том, что мы умеем договариваться. Владимир Вольфович поддержал многие наши проекты…

- Правда, пока не слышно, чтобы он принес извинения мусульманам…

- Нет, 17 февраля он дал интервью, в котором заявил, что его неправильно поняли, и отчасти дезавуировал те свои высказывания. Я для себя принял такое решение: надо нам отделять политику от повседневной жизни. У каждого человека есть светлая и темная сторона – нам в любом человеке надо уметь находить позитивное. Жириновский же не против дружбы народов, и к Турции очень хорошо относится. Поэтому лучше хотя бы одного нашего оппонента сделать другом, чем ходить и каждый день со всеми ругаться.

- Не могу Вас не спросить о мечетях в Москве. Вас не огорчило заявление Сергея Собянина, что мечеть в Текстильщиках построена не будет, а чтобы построить еще какую-нибудь – надо проходить через мучительные процедуры согласований, слушаний, изменения градостроительных планов и т.п.? От Московской патриархии исполнения такой процедуры не требуют…

- У меня очень негативный опыт борьбы за открытие новых мечетей в Москве. Я испытал очень большое давление не только со стороны местных властей, и со стороны самих духовных управлений мусульман, когда я стал бороться за новые мечети. Эта проблема намного сложнее и запутаннее, чем любой другой вопрос сегодняшней мусульманской уммы. Усилия любого политика, которые призывает к строительству мечетей, негативно воспринимается самими духовными лицами. Это поле их деятельности, минное поле, пусть сами и решают этот вопрос. Создается впечатление, что это лишь политическая игра.

Будучи членом Общественной палаты, я предложил, как вариант, сделать на рынках молитвенные комнаты, чтобы там молились таджики, узбеки и прочие мусульмане, кто работает на рыках. В тюрьмах ведь уже начали открывать такие комнаты, тем более что и на рынках негласно они уже существуют. Но моя задача как правозащитника и долг как мусульманина – помогать моим единоверцам, чтобы они могли выполнять свои религиозные обязанности.

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera