СюжетыОбщество

Зимний суд

В Татарстане в организации заказного убийства бизнесмена присяжные признали виновным федерального судью

Этот материал вышел в номере № 22 от 2 марта 2011 года
Читать
В отличие от безнадежных милиционеров, строгих к себе российских судей пока не переименовывают. В рефери, например. Даже в состязании с прокурорскими работниками по части сохранения чистоты рядов судейский корпус вырвался на полкорпуса...

В отличие от безнадежных милиционеров, строгих к себе российских судей пока не переименовывают. В рефери, например.

Даже в состязании с прокурорскими работниками по части сохранения чистоты рядов судейский корпус вырвался на полкорпуса вперед. За 2010 год в стране было привлечено к уголовной ответственности 12 прокуроров и всего 3 судьи. То есть в России один осужденный судья аж на 5 691 800 квадратных километров.

И вот благополучную статистику, чего доброго, может подпортить Татарстан, где всю зиму длился громкий судебный процесс. На минувшей неделе в Верховном суде республики коллегия присяжных вынесла обвинительный вердикт в отношении бывшего федерального судьи Ислама Галиуллина и двух его подельников. Галиуллин, на момент преступления являвшийся судьей Советского районного суда Казани, признан виновным «в организации и подстрекательстве к совершению убийства группой лиц». Действия обвиняемых повлекли смерть татарстанского бизнесмена в октябре 2008 года.

Вкратце история такова: двое предпринимателей не смогли поделить бизнес, и один из них, Фархат Гимадеев (тоже признанный присяжными виновным), обратился к судье Галиуллину «за содействием». Тот подтянул скрытые резервы — двух молодых участковых Советского РУВД Казани Наиля Габасова и Рустема Хакимова. Милиционерам было обещано 400 тысяч рублей, и они взялись за дело. Под вымышленным предлогом бизнесмена по домофону вызвали в опорный пункт милиции и там надели ему на голову полиэтиленовый пакет. Когда жертва задохнулась, труп погрузили в багажник машины и отвезли к дому судьи. Судья Галиуллин, как он потом утверждал, очень огорчился (он якобы просил не убивать, а только припугнуть несговорчивого человека), но заявлять о случившемся не стал и даже дал милиционерам лопату, чтобы закопать труп.

Убийство раскрыли. Один из исполнителей, Рустем Хакимов, пошел на сотрудничество со следствием, и с учетом досудебного соглашения в конце 2009 года его осудили к 9 годам колонии строгого режима. Суд над остальными фигурантами состоялся гораздо позднее, потому что лишь в июне прошлого года полномочия судьи Галиуллина были прекращены решением квалификационной коллегии судей Республики Татарстан, и он лишился особого статуса. Во время процесса бывший судья находился под подпиской о невыезде, и только сейчас, после оглашения вердикта присяжных, Галиуллина взяли под стражу в зале суда. Вынесение приговора в отношении него, а также бывшего милиционера Габасова и бизнесмена-заказчика Гимадеева отложено до конца марта.

Теперь снова о статистике. Еще больше ее может испортить предполагаемое уголовное дело, возбуждения которого около 9 месяцев добиваются родные и близкие погибшего под колесами автомобиля 23-летнего казанца Марата Гайнутдинова. За рулем мчащегося по ночному городу внедорожника KIA находился 34-летний судья Авиастроительного района Казани Эдуард Солдатов. Как сообщили «Новой газете» в Казанском правозащитном центре, юристы которого оказывают поддержку семье Гайнутдиновых, судья был сильно пьян — это показала экспертиза.

Трагическое происшествие повлекло общественный резонанс, однако процедура увольнения судьи и привлечения его к уголовной ответственности очень непроста. Сначала квалификационная коллегия судей Татарстана прекратила полномочия судьи Солдатова, а 19 января она дала разрешение на возбуждение уголовного дела, что, как сообщалось, было с одобрением встречено руководителем Следственного комитета РФ Александром Бастрыкиным. При этом за Солдатовым сохранился статус судьи в отставке, что, как и в случае с судьей Галиуллиным, не дает возможности взять его под стражу до признания вины в суде.

Впрочем, до суда, которого требуют родственники погибшего, далеко. Прошел еще месяц, а о возбуждении уголовного дела пока ничего не слышно. И вместо привычного вопроса: «А судьи кто?» — возникает недоуменный вопрос: «А следователи где?»

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow