СюжетыПолитика

Отдых имеет значение

Глава МИД Франции пала жертвой «новой этики»

Этот материал вышел в номере № 22 от 2 марта 2011 года
Читать
Мишель Альо-Мари до последнего держалась за пост министра иностранных дел Франции. Но в конце концов все же пала «побочной жертвой» революций в арабском мире. С понедельника она больше не возглавляет французский МИД. Альо-Мари, один из...

Мишель Альо-Мари до последнего держалась за пост министра иностранных дел Франции. Но в конце концов все же пала «побочной жертвой» революций в арабском мире. С понедельника она больше не возглавляет французский МИД. Альо-Мари, один из ключевых игроков команды Николя Саркози, поплатилась за неосмотрительность, допущенную во время зимнего отпуска в Тунисе.

Еще две недели назад президент Саркози убеждал французов, что отпуск в Тунисе, уже охваченном антиправительственными волнениями, нельзя вменять в вину главе МИДа. Хотя экскурсия на борту самолета, принадлежавшего местному олигарху, была, по словам президента, «не самой лучшей идеей».

Богатый хозяин самолета был очень близок к президенту Туниса Бен Али, бежавшему потом из страны. В тот момент, когда Альо-Мари вместе с друзьями наслаждалась красотами пустыни, режим уже начал репрессии против несогласных.

Политологи удивляются, как эта умная, осторожная женщина не смогла увидеть проблемы в том, что приняла приглашение. Профессор Брюссельского свободного университета Ален Эрали, который занимается социологией элит, считает это утратой ощущения здравого смысла — довольно распространенным в «элитной» среде явлением. То есть, оказавшись у власти, представители элиты нередко теряют чувство ответственности. Видимо, поэтому Альо-Мари ничего не насторожило. Но французы устали от высокомерия своего политического класса, и лишнее напоминание о принадлежности их чиновников к сословию избранных вызывает у многих неприязнь.

Президенту Саркози не удалось погасить скандал и отстоять члена своей команды. Если бы отпуск мадам министра произошел в другое время, ее нескромность, может быть, никто и не заметил. Но в тот момент Северная Африка была в луче прожектора прессы и общественного мнения.

У президента было достаточно слов, чтобы оправдать своего министра. Она не совершила ничего такого, что было бы запрещено законом или должностными обязанностями. Так, небольшая неосмотрительность женщины, привыкшей к шику. Но во Франции есть СМИ и политическая оппозиция, которая наступает на пятки…

Случай с Альо-Мари воскресил и полузабытые картинки объятий самого Саркози с Каддафи, когда в 2007 году еще новоиспеченный постоялец Елисейского дворца радушно принимал ливийского дуче.

На кону оказался престиж Франции. Да еще в год председательства в «восьмерке» и «двадцатке». На прошлой неделе Альо-Мари не смогла отправиться в Тунис во главе первой после революции официальной французской делегации. С каким лицом она бы там появилась?

Политологи говорят о повышении требовательности общественности к политическим руководителям, о «новой этике публичной власти», о формировании «новой морали». Иногда это происходит с некоторым перебором, но становится глобальной тенденцией.

Увольнение Альо-Мари произошло всего через три месяца после крупной перетряски правительства, в результате которой она и стала главой французской дипломатии. Теряющий рейтинг президент при помощи смены лиц спасал себя и свою партию.

В результате нынешней рокировки министром иностранных дел стал Ален Жюппе, который тоже три месяца назад появился в правительстве на посту министра обороны. Сумеет ли он спасти имидж правящей команды? Скандал с Альо-Мари уронил не только ее личные акции, но и ударил по престижу всей власти правых. Между тем через месяц предстоят кантональные выборы. Они станут последним испытанием для Саркози перед президентскими выборами будущего года.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow