СюжетыОбщество

Королевские битвы

Итоги киносезона подвел самый предсказуемый из «Оскаров»

Этот материал вышел в номере № 21 от 28 февраля 2011 года
Читать
Отгремели фанфары. Рядом с кинотеатром Kodak убраны защитные барьеры, стих шум вертолетов полиции и телевизионщиков, музыканты симфонического оркестра повесили фраки в шкафы. 83-я оскаровская церемония стала страницей истории кино,...

Отгремели фанфары. Рядом с кинотеатром Kodak убраны защитные барьеры, стих шум вертолетов полиции и телевизионщиков, музыканты симфонического оркестра повесили фраки в шкафы. 83-я оскаровская церемония стала страницей истории кино, которую, впрочем, дочитывают современники. Фильмы-лауреаты еще в репертуаре.

Академики словно договорились следовать традициям классического Голливуда даже в стиле самой церемонии, с экрана апеллирующей к старым шедеврам. Преобладающие цвета нарядов: черный, белый и красный. То же и с лауреатским списком. Главным триумфатором оказалась выдержанная в суховатом британском стиле комедийная драма «Король говорит». Костюмная история превращения принца Альберта в короля Георга VI. Претендент на трон заикается и поэтому не может обратиться к стране накануне Второй мировой войны. Король, который осиливает мучительную дистанцию между мыслью и ее превращением в слово. Для этого надо лишь преодолеть Протокол и прислушаться к нетривиальным советам простолюдина и проходимца Лайонела Лога, назвавшего себя логопедом (Джеффри Раш), который… вылечит его высочество. Колин Ферт играет человека, обретающего право призвать нацию в трудную минуту объединиться. Историческая драма Тома Хупера грешит историческими неточностями (начиная с карикатурного Черчилля в исполнении Тимоти Сполла и заканчивая недостоверными взаимоотношениями в королевской семье). Однако старомодная сентиментальная вариация на тему «Моя прекрасная леди» убедительна и достоверна с психологической точки зрения, являет собой образец хоть и старомодного, но притягательного своей человечностью кино, которому «сносу нет». Четыре главные золотые статуэтки (лучший фильм, режиссура, сценарий, главная мужская роль) — премии за здоровый консерватизм.

Нынешний «Оскар» — самый предсказуемый за последние годы. Академики старательно избегали упреков в конъюнктуре (за избрание попсового «Миллионера из трущоб» их честили критики), в игнорировании революционных технологий (на предыдущем «Оскаре» всемирного трехмерного любимца «Аватара» обошла скромная военная драма Кэтрин Бигелоу «Повелитель бури»). Победа крепко сбитого фильма Хупера была столь очевидной, что ее предсказала даже самка опоссума по кличке Хайди, претендующая занять место провидца осьминога Пауля.

Среди соперников фильма Хупера были сильнейшие: и «Железная хватка» первачей мирового кино Коэнов, и самый актуальный «непричесанный» фильм года «Социальная сеть» Финчера. Неулыбчивого экспериментатора Дэвида Финчера удовлетворили наградами за адаптированный сценарий, саундтрек и монтаж (как правило, лучший за монтаж может рассчитывать и на статуэтку за лучший фильм, но «Социальная сеть» показалась слишком радикальной). Прокатили и коэновскую «Железную хватку», если не считать утешительную статуэтку за адаптированный сценарий.

Зрелищное кино также по старинной и доброй традиции было уместно поощрено. «Алиса в Стране чудес» Тима Бертона заслужила золото за художественное создание готической кэрролловской вселенной и костюмы (Колин Эдвуд — чистая волшебница, она «одевала» и «Чикаго», и «Мемуары гейши», сам Кэрролл дозволил бы ей «переодеть» своих персонажей). Грабеж снов «со взломом» в фильме «Начало» Кристофера Нолана отметили аж четырьмя статуэтками: за операторскую работу (Уолли Пфистер снимал «Престиж», «Темного рыцаря» и «Бэтмена: Начало»), звук (две награды) и спецэффекты.

Актеров тоже прежде всего награждали за усердие. Бэтмен со стажем Кристин Бейл для роли наркомана Дики похудел на 14 килограммов и овладел «нездоровой» пластикой. Колин Ферт в совершенстве одолел мучительное косноязычие заики. Старательная Натали Портман ежедневно осваивала смежную профессию балерины. Ну не будет же 83- летний дедушка «Оскар» награждать блистательную Аннет Бенинг за роль «добропорядочной лесбиянки»? («Детки в порядке»)

В поле внимания академиков оказались фильмы, основанные на реальных событиях и события эти переосмыслившие («Социальная сеть», «Король говорит», «127 часов», «Боец»). На оскаровском олимпе оказались работы по голливудским масштабам малобюджетные («Король говорит» — $15 миллионов, «Черный лебедь» — $13 миллионов), но при этом привлекшие массового зрителя. Почему-то этому заграничному зрителю интересны не только тупоголовые «яблочные» комедии, но и истории успеха компьютерных гениев, суровые вестерны, исторические драмы. Может, поэтому и не прерывается нить традиций Голливуда? Более того, нить эта прошивает главный из кинопраздников года. Когда на сцене появляется легендарный 94-летний Кирк Дуглас: «Где ты была, когда я снимался в кино?» — спрашивает он ведущую оскаровской церемонии Энн Хэтэуэй. И зритель следит за фантастическим, совершенно киношным диалогом между легендарным Спартаком и кэрролловской Белой королевой.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow