СюжетыОбщество

Сто гвоздей Акопа

Ветерану, который более трех месяцев живет в машине на улице, так и не хотят давать положенную квартиру

Этот материал вышел в номере № 22 от 2 марта 2011 года
Читать
За последние несколько недель Акоп Карапетович Мкртчян стал самым известным ветераном России. Пенсионер начинает каждый свой день с того, что забивает гвоздь в каркас своего навеса, чтобы не забыть, сколько дней он прожил на улице. Их уже...

За последние несколько недель Акоп Карапетович Мкртчян стал самым известным ветераном России. Пенсионер начинает каждый свой день с того, что забивает гвоздь в каркас своего навеса, чтобы не забыть, сколько дней он прожил на улице. Их уже 100.

Репортажи и статьи о пенсионере из «шестерки» появились практически во всех средствах массовой информации. Его история и вправду достойна книги, которую, кстати, Акоп Мкртчян собрался написать, как только переедет в новою квартиру.

Акоп Карапетович родился в 1929 году в Афинах, был участником партизанского отряда во время Второй мировой, а в 1953 году эмигрировал в СССР. До 1992 года занимал должность секретаря Общества греческих политэмигрантов. Получил гражданство и служебную квартиру, которую впоследствии сдал государству. Потом решил вернуться в Грецию, но, как рассказывает сам Мкртчян, его выслали -- назвав советским шпионом. Вернувшись, он купил бывший павильон «Квас». Получив разрешение обнести его кирпичом, предприимчивый пенсионер расширил площадь помещения с 15 до 108 квадратных метров, провел коммуникации. Акоп Карапетович показал нам все документы, подтверждающие его слова, там есть и технический паспорт бывшей постройки, и документы о присвоении зданию юридического адреса, и документы о том, что в 2002 году строение взято на баланс города.

На месте бывшей квасной палатки политэмигрант открыл турфирму «Ники-Тревел». Тогда-то он и решил оформить постройку, служившую ему одновременно и домом, и офисом, в собственность и обратился с этим к городским властям. По информации Центрального территориального агентства департамента имущества г. Москвы, в 2003 году оно рассмотрело вопрос о передаче здания в собственность Мкртчяну и пришло к выводу, что законодательство допускает два варианта «легализации» постройки: долгосрочная аренда или участие в аукционе. От обоих вариантов ветеран отказался, тогда постройку признали «самостроем».

В январе 2006 года суд удовлетворил иск о сносе самовольной постройки, поданный управой района Арбат, на чьей территории находился «дом» пенсионера. А 27 декабря 2007 года строение было снесено.

Тогда ветеран поселился в бытовой палатке, где почти три года писал во всевозможные инстанции и пытался достучаться до президента, премьера и мэра Москвы, но все его письма пересылают в нижестоящие инстанции, а оттуда приходили отписки.

Перед ноябрьскими морозами в 2010 году снесли и это пристанище пенсионера. Зимовать ставший окончательно бездомным Акоп Карапетович переехал в старенькую «шестерку» напротив пустыря, где раньше находился его дом.

Но власти не спешили помочь пожилому человеку, оставшемуся на улице. Сначала ему отказывали по причине того, что не было подтверждения его участия в ВОВ, хотя поздравления с Днем Победы от президента он исправно получал. Потом власти ссылались на то, что он не был прописан в Москве положенные по программе 10 лет. Но на руках у пенсионера документы, подтверждающие, что он числится в списках участников Сопротивления фашизму в Греции, и удостоверение ветерана, и штамп в паспорте о прописке. Но вот что интересно: в паспорте Акопа Мкртчяна московская прописка стоит с 14 октября 1997 года по адресу: Сокольнический Вал, дом 40. Однако через некоторое время его по суду выписали. Сам ветеран объясняет: «Это квартира моей знакомой, в которую она меня прописала, чтобы я мог получать пенсию, но я там никогда не жил». Выписали пенсионера 27 июля 2010-го и этим же днем прописали на улице Керченской, где проживает господин Минасян и его семья.

Помощь ветерану оказывают и сотрудники расположенного рядом посольства Нидерландов, куда он ходит умываться и пить чай, и сотрудники отделения Сбербанка, и просто жильцы близлежащих домов.

Помогали в решении проблемы ему и заместитель секретаря Общественной палаты Михаил Владимирович Островский, который связывался с правительством Москвы и мэром Сергеем Собяниным и с заместителем мэра Москвы по социальной политике Людмилой Швецовой, подключались и депутаты Госдумы Галина Изотова и Валерий Рязанский.

И вот благодаря общим усилиям 2 февраля комиссия по жилищным вопросам правительства Москвы приняла решение о признании Мкртчяна Акопа Карапетовича в составе семьи внука Минасяна из пяти человек нуждающимся в жилых помещениях и включила в программу обеспечения жилой площадью на 2011 год. На все предложения временно переехать в гостиницу или в общежитие для ветеранов пенсионер отказывается: боится, что его там и оставят.

«Исходя из ответа, который пришел из департамента жилищной политики, вопрос Акопа Мкртчяна должен решиться в течение трех недель, -- говорит член Общественной палаты Александр Брод. -- Ему должны предоставить варианты жилья на выбор. Мы со своей стороны будем отслеживать эту ситуацию и способствовать ее скорейшему разрешению».

Пока же Мкртчяну предложили только трехкомнатную квартиру, но при условии, что он переедет туда вместе с семьей Минасяна. Ветеран же решил не сворачивать с пути, по которому уже столько прошел, и требует ровно того, что обещали наши лидеры - отдельную квартиру для себя.

Вот уже несколько месяцев Акоп Карапетович живет в своей машине, греется от самодельного обогревателя, помогает в оформлении документов для получения визы в Грецию, принимает журналистов и каждый день забивает очередной гвоздь…

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow