Сюжеты

Телевизор ближе к народу

Но в «партии Интернета» уже около восьми миллионов человек

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 23 от 4 марта 2011 года
ЧитатьЧитать номер
Политика

 

Внимание к виртуальному пространству в России растет. Одним Интернет представляется «последним бастионом» свободных СМИ в нашей стране. По мнению других, именно Интернет станет площадкой для рождения новых политических лидеров или даже...

Внимание к виртуальному пространству в России растет. Одним Интернет представляется «последним бастионом» свободных СМИ в нашей стране. По мнению других, именно Интернет станет площадкой для рождения новых политических лидеров или даже приведет к появлению нового человека (вероятно, в противоположность «человеку советскому»). Исследования показывают, что влияние Интернета на жизнь рядового россиянина пока сильно преувеличено.

Сколько их

Ошибочны многие расхожие оценки размера самой интернет-аудитории. Уже весной 2008 г. Дмитрий Медведев говорил о том, что ее размеры достигли отметки в 40 млн человек, Владимир Путин в то же время говорил о 50 млн. Между тем, по данным Левада-Центра, в сентябре 2010 г. хотя бы раз пользовались Интернетом 43% (около 60 млн человек). Пользуются им регулярно не более 28-30% населения (приблизительно 40 млн человек). И только 18% россиян проводят в Интернете больше 10 часов в неделю; более двух часов в день — лишь 5-6% населения, т.е. 7-8 млн человек. Таким образом, получается, что доля людей, которые, что называется, «сидят в Интернете», невелика в масштабах всей страны.

Большей частью это молодые, благополучные, образованные, довольные жизнью жители крупных городов. Самые активные интернет-пользователи — молодые москвичи. На образе жизни, взглядах и привычках (на которые Интернет влияет лишь отчасти) этой небольшой «продвинутой» части населения в основном и сосредотачиваются авторы, описывающие российское интернет-сообщество. От 80 до 90% населения при этом исключаются из рассмотрения, про них забывают. Средние же, «простые» россияне не отличаются высоким уровнем благополучия, образования, запросов и перспектив. В политическом плане именно они обеспечивают хотя и пассивное, но массовое принятие, даже одобрение существующего режима. Нет уверенности, что по мере подключения к Сети периферии привычки и настроения российской интернет-аудитории не изменятся в сторону преобладающих у населения в целом.

Что они ищут в Сети

Чем моложе респондент, тем интенсивнее он пользуется Интернетом, но тем скорее он заходит в Сеть для общения и развлечений, самостоятельного поиска информации (не новостей!), согласно своим вкусам и представлениям. Посещение специализированных информационных ресурсов находится далеко не на первом месте в иерархии его запросов. Информированность — побочный продукт «зависания» в Сети, а не результат сознательного регулярного обращения к интернет-изданиям. Кругозор пользователя ограничен разрозненными обрывками информации, которые случайно попадаются на глаза. Скорее это будут громкие, скандальные, сенсационные темы, но не серьезные аналитические материалы по истории или политике. Рекомендации друзей, которым с удовольствием следуют юзеры, еще больше сужают поле зрения, отсеивая темы, неинтересные этому кругу.

Хочет ли, способен ли человек самостоятельно складывать отдельные кусочки мозаики, разбросанные в Интернете, в целостную картину происходящего — вопрос открытый. Задать широкий горизонт происходящего, подобрать и оценить происходящее могли бы существующие профессиональные (и независимые) интернет-издания, но это как раз наименее посещаемые ресурсы Сети.

Интернет и телевизор

Напротив, государственные телеканалы пользуются несопоставимым влиянием. Ежедневно смотрят телевизор до 84% населения (читают интернет-издания — 5%), 94% узнают таким образом о последних событиях (по Интернету — 9%). В свою очередь, телевизионные новости — это информационные программы трех федеральных каналов: Первого, «России», НТВ (для 78%, 68% и 54% россиян соответственно), остальные — далеко позади.

Даже молодые москвичи, у которых Интернет как источник информации вплотную приближается к телевидению (64% и 74% соответственно), уходя с ТВ за более легкими и доступными развлечениями в Сеть, возвращаются к телеэкрану за свежими новостями. Несмотря на то, что содержанием телеэфира удовлетворены 29% (не удовлетворены 58%), половина столичной молодежи продолжает смотреть телевизионные новостные программы. Лишь четверть целенаправленно просматривает материалы на сайтах телеканалов и радиостанций, газет, журналов, новостных порталов.

Практически полный контроль государства за повесткой дня приводит к тому, что сюжеты, связанные с коррупцией, превышением полномочий высшими чиновниками, работой репрессивного государственного аппарата, действиями оппозиционных движений, не достигают рядового гражданина. Подавляющее большинство россиян ничего не слышали о конфликте «Наших» и Подрабинека (85%), о суде над Самодуровым и Ерофеевым (79%), гибели Магнитского (71%). Оказались хорошо информированными о происходящем 3%, 2% и 7% соответственно. Даже о «программной» статье Медведева «Россия, вперед!» спустя неделю после ее публикации ничего не слышали 80% россиян.

Дело в том, что именно российское телевидение делает сегодня тему сколько-нибудь значимой в масштабах страны: его смотрят, ему доверяют. Событие или обсуждение может зарождаться в Интернете, в блогосфере (в августе 2010 года время от времени читали блоги около 7% населения), проходить отбор и оценку в профессиональных СМИ, но если оно не попадает на телеэкраны, то не существует для абсолютного большинства россиян. О медведевской статье, гибели Магнитского, ДТП на Ленинском большинство россиян узнавали из передач телеканалов (64%, 71% и 83% соответственно, в Интернете — 10%, 7% и 5%). Отсутствие свободы слова на государственных телеканалах блокирует темы свободного Интернета. Его роль как источника информации не стоит переоценивать.

И все-таки во второй половине 2010 года опросы зафиксировали неожиданную ситуацию: всей стране стали известны протесты против вырубки Химкинского леса и скандальное ДТП на Ленинском проспекте — темы, широко обсуждавшиеся в Интернете. Правда, и здесь главную роль сыграло телевидение. Вопрос в том, почему вдруг эти события были растиражированы официальными СМИ.

Политические пристрастия

Осторожнее стоит подходить и к оценке политических пристрастий российской аудитории Интернета. Действительно, либеральная «инфраструктура» Сети (аналитические издания, интернет-сайты оппозиционных партий, личные блоги лидеров) кажется ярче и богаче «официальной». Отчасти это следствие того, что несистемная оппозиция выдавлена в Интернет, отстранена от телеэфира. Однако опрос молодых москвичей (15—29 лет), проведенный Левада-Центром в июле 2010 года, показал, что среди людей, для которых Интернет является предпочтительным источником информации о происходящем (и внушающим наибольшее доверие), преобладают люди без определенных политических пристрастий.

И если партия власти и «официальная» оппозиция обращаются к своим сторонникам через традиционные СМИ, то несистемным политикам, вынужденным действовать через Интернет, еще только предстоит научиться рекрутировать себе сторонников.

Поддержка политического движения не зависит напрямую от информированности о его существовании. Российским оппозиционерам, несмотря на относительно хорошую известность — например, в Москве о маршах несогласных осведомлены так же хорошо, как и об акциях прокремлевских «Наших», — не удается заручиться ни доверием молодых людей, ни тем более участием в своих акциях. О маршах несогласных и акциях «Наших» слышали 51% и 43% респондентов соответственно, одобряли их 13% и 11%, но готовы были принять участие только по 6%. Чтобы рекрутировать новых сторонников, потребуются новые идеи, подходы, лица.

Проблема, судя по всему, еще и в том, что многочисленные блоговолны, тви-репортажи и перепосты создают видимость активной деятельности, массового участия и этим лишь мешают их инициаторам оценить реальный результат такой активности.

Однако завоевать симпатии интернет-пользователей можно. «Общество синих ведерок», движение по борьбе с мигалками на дорогах, которое началось в Интернете и затем перекинулось в офлайн, — пример успешного привлечения сторонников. Но и здесь активисты не ограничились только интернет-активностью. Они действовали при поддержке традиционных СМИ: радио и газет, которые подхватили тему и способствовали ее распространению в различных аудиториях. Через три месяца после возникновения об инициативе знали 43% московской молодежи. Среди информированных 27% одобряли ее и еще 17% при случае были готовы принять участие в акциях движения.

Что определило столь быстрый успех «ведерок»: игровой характер акций, ориентированность на конкретную, понятную социальную проблему (злоупотребление мигалками и общий произвол VIP-водителей на московских дорогах), умелое использование блогов и социальных сетей (которыми сегодня охвачены около пятой части взрослого населения страны и практически вся молодежь крупных городов) для рекрутирования сторонников — достойно пристального внимания и изучения.

Вопрос в том, как долго можно поддерживать к ним общественный интерес и возможно ли их воспроизводство во времени. Станет ли Интернет средой для появления новых организаций, или же здесь возможны только разовые акции, флеш-мобы. А главное, возможно ли с помощью такой активности влиять на принятие государственных решений.






Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera