СюжетыПолитика

По ком звонят выборы

Чтобы стать партией, «Единой России» надо хоть раз по-настоящему крупно проиграть

Этот материал вышел в номере № 24 от 9 марта 2011 года
Читать
Начиналось все за здравие. В первый рабочий день 2011 года спикер Госдумы, председатель Высшего совета партии «Единая Россия» Борис Грызлов сообщил журналистам, что его однопартийцы собираются получить большинство голосов в каждом из 12...

Начиналось все за здравие.

В первый рабочий день 2011 года спикер Госдумы, председатель Высшего совета партии «Единая Россия» Борис Грызлов сообщил журналистам, что его однопартийцы собираются получить большинство голосов в каждом из 12 регионов, где весной будут выбирать депутатов законодательных собраний. «Мы будем работать только на победу, — торжественно пообещал предводитель «медведей» и для убедительности раскрыл «секрет» грядущего успеха. — Думаю, что нашим избирателем является и тот, кто хочет стабильности, и тот, кто ждет перемен».

Действительно, неведомая остальному миру идеология «консервативной модернизации» уже пару лет находится на вооружении партии, но вряд ли кто-то, кроме придворных политологов, может растолковать, что это за чудо такое. Не говорить же прямо, что сей макабр появился всего лишь ради того, чтобы увязать в одно целое охранительный, консервативный курс лидера (но не члена) партии Владимира Путина и осторожно-реформаторский — президента Дмитрия Медведева, которого ЕР тоже официально поддерживает.

Очевидно, что из такой идейной каши никакой избирательной кампании не сваришь. Но избирателю и нет дела до того, какие фантомы гуляют в головах единороссов. Они по-прежнему вот уже без малого 20 лет голосуют не за идеи, а за личности. А их у нас на самом верху всего две, и обе дали согласие «медведям» на использование своих светлых ликов во время предвыборной агитации.

Так что, казалось бы, январский прогноз Грызлова имел все шансы на то, чтобы оправдаться, но по мере приближения к дате выборов 13 марта он выглядел все более и более сомнительно. Причем «малину» «медведям» портили не только злокозненные социологи из Левада-центра, намерявшие вскоре после громких высказываний Грызлова партийный рейтинг всего 35% (в процентах от всех в масштабах страны опрошенных), но и видные члены самой партии. Так, уже в середине февраля вице-спикер Госдумы, чемпионка мира по конькобежному спорту Светлана Журова публично признала, что популярность ЕР падает: «Наша задача понять, почему рейтинг партии падает, этого не должно быть».

А уже практически накануне выборов, в последние дни февраля, традиционно дружественные «Единой России» ВЦИОМ и фонд «Общественное мнение» (ФОМ) подтвердили, что даже половиной народной поддержки «медведи» не пользуются. ВЦИОМ насчитал 48% россиян, готовых проголосовать за ЕР, будь парламентские выборы в ближайшее воскресенье. У ФОМа получилось и того меньше — 45%, причем по сравнению с 2008 годом партия лишилась добрых 10% сторонников.

И даже хуже. Вопреки здравому смыслу последний месяц предвыборной кампании привел к тому, что замечать деятельность главной отечественной партии в своем городе (селе) стали только 15% россиян (в январе таких насчитывалось 19%). Одно из двух: или региональная кампания действительно получилась настолько провальной, что вместо роста популярности привела к ее снижению, либо стали сбываться сказанные еще в ноябре прошлого года слова первого замглавы администрации президента Владислава Суркова, предрекшего своим подопечным (или подопытным) ослабление политического влияния в ближайшие годы.

Наконец, за неделю до выборов были обнародованы результаты партийного опроса избирателей в предвыборных регионах. Выяснилось, что лишь в Дагестане и Ханты-Мансийском автономном округе единороссы надеются оправдать январский аванс Грызлова, рассчитывая получить 58 и 53% соответственно. В остальных областях и республиках вожделенные 50% + 1 голос ну никак не вырисовываются. По мнению большинства независимых социологов и политологов, наибольшие проблемы ЕР ждут в управляемой бывшим лидером «Союза правых сил» Никитой Белых Кировской области, а также Курской и Калининградской областях.

Впрочем, расстроиться из-за этого могут разве что местные функционеры, которым совсем уж провальные результаты могут стоить партийной карьеры (да и то еще не факт). Никакого принципиального перераспределения власти в пользу других партий на выборах 13 марта не произойдет. Впрочем, то же самое можно сказать и о предстоящих в декабре выборах в Думу, на которых безоговорочная победа «медведей» прогнозируется гораздо более уверенно (ВЦИОМ уже сейчас обещает им 63% голосов при явке 51%). «Машина для голосования за решения Владимира Путина», как однажды назвал ЕР один из наиболее приближенных к Кремлю политологов, по-прежнему остается наиболее эффективной среди других аналогичных машин. Два главных приводных ремня, административный ресурс и контроль над телевидением, способны обеспечить с небольшой погрешностью любой нужный результат.

Вот только к парламентской демократии, осуществлять которую и призваны партии, все это никакого отношения не имеет. Пока одна и та же организация, вобравшая в свои ряды подавляющее большинство отечественного чиновничества, будет продолжать выигрывать всегда и везде, отечественная партийная система останется имитационной, виртуальной, а не реальной. И каждые выборы (кроме президентских) будут для общества пустым звоном, не имеющим отношения к системе принятия решений в стране. Чтобы стать партией, «Единой России» надо хоть раз по-настоящему крупно проиграть. Как рассказывают работающие на «медведей» политтехнологи, они давно уже объясняют эту простую пиар-истину партийным боссам, но… Глаза видят, а руки делают. По-старому.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow