СюжетыПолитика

Кому и УК — не указ

К чему приведет медведевская либерализация Уголовного кодекса

Этот материал вышел в номере № 25 от 11 марта 2011 года
Читать
Любой закон обретает жизнь в суде и только через суд. Нам остается посмотреть, что влияет на судей сильнее: президентские поправки или совсем иной месседж от правоохранительных органов. Закон о «либерализации» ряда нетяжких статей УК,...

Любой закон обретает жизнь в суде и только через суд. Нам остается посмотреть, что влияет на судей сильнее: президентские поправки или совсем иной месседж от правоохранительных органов.

Закон о «либерализации» ряда нетяжких статей УК, который был предложен президентом и только что им подписан, имеет, конечно, серьезное значение как месседж для судебной системы, однако в отсутствие изменения в ней самой он вряд ли в полной мере исполнит отведенную ему роль.

Правоприменители (а это не только уголовные суды, но и те органы, которые готовят дела для рассмотрения ими) в значительной мере саботировали, например, прошлые либеральные президентские поправки, направленные на неприменение досудебных арестов по «предпринимательским статьям». И полезные институты, такие как «сделка с правосудием», дают не только положительный эффект: даже невиновному легче согласиться на меньший срок и упрощенное судопроизводство, чем уповать на презумпцию невиновности в суде. Ликвидация нижних пределов лишения свободы по 68, на самом деле, весьма разнородным статьям может и просто облегчить для судей муки совести: вместо оправдания невиновных (или тех, чья вина не доказана) они будут давать им теперь, например, по месяцу лишения свободы. Впрочем, механизм «волки сыты — овцы целы» и ранее работал через условное осуждение или наказание в пределах срока, уже отбытого в СИЗО.

Либерализация не очень-то случится, если кассационные и надзорные судебные инстанции продолжат практику отмены приговоров «за мягкостью», а на самом деле чаще всего под нажимом органов следствия и обвинения. Изменения в УК не коснутся тех, кто уже получил и отбывает более строгое наказание, и «разгрузить места лишения свободы» сразу не получится. В СИЗО и колониях общего режима не станет меньше тех, кто сегодня составляет основную массу их контингента: в статьи УК, связанные с наркоманией, никаких послаблений не вносится. По логике изменений, в колониях станет меньше молодняка, осужденного за мелкий грабеж и кражи мобильников, но и изменения в эти статьи — палка о двух концах. Многим из тех, кто попадет под «либерализацию», была бы совсем не вредна изоляция в нормальных исправительных учреждениях. Проблема не в сроках, а в том, что не с кем и не на что государству исправить сами учреждения, а наркоманов — лечить и социализировать, вместо того чтобы кидать их за забор, куда и наркотики иной раз попадают в объемах больших, чем найдешь на воле.

Не вносится послаблений в статьи 285 и 286 о злоупотреблении должностным положением и превышении должностных полномочий соответственно: с одной стороны, это выглядело бы как послабление коррупции, но с другой — именно эти статьи позволяют заинтересованным лицам давить на лиц должностных при рейдерских захватах. Зато «от нуля» суд теперь вправе назначать наказание по статьям 171 (незаконное предпринимательство), 174 и 174-1 (легализация доходов). Это сильно ослабит тех силовиков, которые действуют в интересах рейдеров, но опять же вопрос в том, как суды будут применять эти статьи в их новой редакции: например, за «отмывание» организованной группой (а иначе и не бывает) теперь не будет только «от семи», но «до десяти» никуда не денется.

Ведь что такое, собственно, УК РФ? Это просто книжка, которую очень трудно читать, так как ее все время переписывают в Госдуме. Любой закон обретает жизнь в суде и только через суд. Нам остается посмотреть, что влияет на судей сильнее: президентские поправки или совсем иной месседж от правоохранительных органов, в первую очередь на местах.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow