СюжетыОбщество

Счетчик идет на минуты

Японцы знают, как предотвратить катастрофу на атомных станциях, но ситуация остается крайне тяжелой. Подробностями из зоны бедствия

Этот материал вышел в номере № 25 от 11 марта 2011 года
Читать
Всегда казалось, что в Японии такое невозможно — полностью разрушенные города, сотни бездыханных тел на прибрежных пляжах, пылающие бензоколонки и промышленные предприятия, развалины в самом центре благополучного Токио. Но невозможное...

Всегда казалось, что в Японии такое невозможно — полностью разрушенные города, сотни бездыханных тел на прибрежных пляжах, пылающие бензоколонки и промышленные предприятия, развалины в самом центре благополучного Токио. Но невозможное случилось: 11 марта, в 14.52 по местному времени на глубине 24 км под дном Тихого океана произошло землетрясение магнитудой 8,8 — самое мощное за всю 140-летнюю историю сейсмических наблюдений в стране.

По Токио этот удар пришел вязкой волной — поначалу совсем нестрашной. Но уже через мгновение пол под ногами пошел ходуном, стены затрещали, с полок посыпались книги. Мы выскочили на открытое место — подальше от деревьев с падающими сучьями и стен, откуда на голову может рухнуть какой-нибудь рекламный щит. Земля гуляла под ногами, как корабельная палуба во время сильной качки. Пришлось пошире расставить ноги.

Надо похвалить японских коллег-журналистов — информация пошла быстро и обильно. В Токио вспыхнули пожары, были отмечены кое-какие разрушения. Самое невообразимое — рухнула часть 4-этажного роскошного особняка «Кудан кайкан» в самом центре столицы. В этом бывшем клубе офицеров императорской армии, построенном в 1934 году, проводятся важные правительственные мероприятия, а само здание можно уподобить московскому Дому союзов с его Колонным залом.

Именно в особняке «Кудан кайкан», кстати, проходят и ежегодные собрания по случаю отмечаемого в Японии «Дня северных территорий», призванного привлекать общественное мнение к борьбе за Южные Курилы. Здесь же премьер-министр страны Наото Кан недавно назвал «непростительной грубостью» поездку российского президента Дмитрия Медведева на южнокурильский остров Кунашир. Так что часть нашей общественности может ликовать. Например, мне в Токио уже позвонил совершенно незнакомый человек, который потратился на международный разговор, чтобы выразить восторг «божьей карой, настигшей японских реваншистов».

Тяжесть свалившегося сейчас на Японию, действительно, велика: число погибших пока лишь лихорадочно подсчитывается, но уже ясно: речь идет о тысячах оборванных жизней. Большинство японцев, кстати, погибли не под обломками — страна научилась строить свои дома так, чтобы они выдерживали даже сильные землетрясения. Но эта же страна, как оказалось, практически бессильна перед колоссальными цунами, которые атаковали ее северо-восточное побережье.

На экране телевизора — страшные кадры: гигантские волны высотой до 10 метров сметают целые жилые кварталы, в первую очередь в крупном городе Сендай с населением 1 миллион человек. Вода уничтожила морскую гавань, превратила в глубокое озеро международный аэропорт (персонал и пассажиры двое суток провели на крыше главного терминала).

Страшная судьба постигла город Рикудзан-Таката в этом же районе — его дважды атаковали цунами, 11 и 12 марта, после серии непрекращающихся толчков. Там не осталось ни одного целого здания, вода поднялась на уровень третьего этажа, число погибших неизвестно.

Жуткая судьба — у соседнего города Кэсэннума, павшего жертвой воды и огня одновременно. Цунами разрушили гигантские баки с жидким топливом, которое немедленно растеклось по воде и вспыхнуло. Очевидцы рассказывают страшные вещи о выжигавшем город огненном цунами.

Сразу после первого самого сильного землетрясения в Токио отключилась мобильная и проводная телефонная связь, но сейчас уже все в порядке. Однако с зоной бедствия на северо-востоке по-прежнему очень сложно связаться. Хотя до некоторых знакомых удалось дозвониться. Жители Сендая попросту говорят, что их город утонул. Они ждут от властей помощи, потому что у них нет ни электричества, ни газа.

Впрочем, правительство действует достаточно быстро — в район бедствия брошены 50 тысяч военнослужащих на десятках судов. Более сотни самолетов используются для переброски необходимых материалов. К территории, пострадавшей от цунами, продовольствие и питьевую воду доставляют десантные корабли.

За помощью Токио обратился и к американским союзникам, чей контингент в Японии насчитывает 47 тысяч человек. США уже направили к берегам Японии атомный авианосец «Рональд Рейган», с его палубы будет действовать спасательная и транспортная авиация. Мобилизованы еще несколько кораблей ВМС США, включая флагман 7-го тихоокеанского флота «Блю ридж» — он уже идет из Сингапура с грузами.

Япония, кстати, оценила то, что одним из первых ее премьер-министру с соболезнованиями и предложением помощи позвонил президент Медведев. Это было воспринято как знак подлинного сочувствия, как очень важный сигнал того, что хронический спор о Южных Курилах не разрушил основ наших отношений. Японцы умеют понимать жесты, и, думаю, этот телефонный звонок изменил у многих из них отношение к российскому президенту, которого еще недавно здесь вовсю ругали за жесткую позицию в территориальном споре.

Японии сейчас предлагают помощь многие государства — от Юго-Восточной Азии до Латинской Америки. Но беда, увы, еще не минула, перекинувшись на атомные электростанции.

В первый после землетрясения день Токио сообщал, что все АЭС работают в штатном режиме. Оказалось, что это не так: пугающая ситуация сложилась вокруг станции «Фукусима-1» в 240 км к северу от столицы. В субботу власти сообщили, что там из-за вышедшей из строя системы охлаждения произошло спекание части топлива в одном из шести реакторов. Замаячила тень Чернобыля, и власти стали действовать быстро. В радиусе 10 км от АЭС эвакуированы все жители. После этого из пострадавшего реактора откачали в атмосферу радиоактивный пар, чтобы снять внутреннее давление и предотвратить разрушение внутренней оболочки. В реактор напрямую закачивается морская вода для охлаждения.

Однако произошло неожиданное: прямо под АЭС «Фукусима-1» произошло новое землетрясение. Обрушились крыша здания и внешняя стена. Сразу после этого на АЭС произошел взрыв (его причины пока не ясны) и выброс радиации.

Японские специалисты уверяют, правда, что о втором Чернобыле речи нет. В «Фукусиме-1» работают легководные, а не графитовые реакторы, они не могут взорваться. Так, в частности, считает первый заместитель директора Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» Ярослав Штромбах. «Это не похоже на Чернобыль, — сказал он в интервью ИТАР-ТАСС. — И реакции типа чернобыльской там не может быть». По словам эксперта, происходящее на АЭС в Японии связано с разогревом реактора из-за блэкаута — полной потери электроснабжения — и снижением уровня воды в охлаждающих контурах. «Это больше похоже на аварию на Тримайл-Айленд в США», — отметил Штромбах. Там 28 марта 1979 года тоже произошло расплавление активной зоны из-за потери охлаждения реактора, выброс радиоактивных газов в атмосферу и жидких радиоактивных отходов в реку.

События в Японии, считает Ярослав Штромбах, — штука неприятная. «Но, думаю, — сказал ученый, — всё ограничится пределами площадки, и большой катастрофы не случится». Разумеется, при условии профессиональных действий ликвидаторов аварии, оговорился эксперт.

Япония переживает сейчас тяжелый период, который уже сравнивают с трудным послевоенным временем. Но главное другое: пока нет ни одного сообщения о беспорядках, насилии и мародерстве, которые так легко вспыхивают в зонах подобных бедствий в других странах. 11 марта в Токио после землетрясения встали поезда метро и городских электричек. Десятки тысяч служащих пешком пошли домой по улицам гигантского города, хотя власти умоляли их ночевать на работе. Люди сосредоточенно шли гигантской плотной колонной и помогали друг другу: делились сигаретами, передавали монетки для таксофонов, потому что мобильники не работали, рестораны и магазины бесплатно раздавали питьевую воду в бутылках, открыли для всех туалеты, размещали выбившихся из сил людей в своих помещениях. В Японии сработало и продолжает работать то, что не прописано ни в каких инструкциях, но что позволяет противостоять и самым тяжелым испытаниям — человеческая солидарность.

Василий Головнин ,
корр. ИТАР-ТАСС, — специально для «Новой»,
Токио

А в это время…

В Приморье относительно спокойно

Тревога цунами в крае не объявлялась, восточного побережья Приморья достигла только остаточная волна (так, в поселке Рудная Пристань был отмечен подъем воды на 32 см, в поселке Преображение — на 11 см).

После известий о взрыве на японской АЭС подразделения Роспотребнадзора и Росгидромета усилили контроль за радиационным фоном. В Приморском крае изменений фона за прошедшие сутки не зарегистрировано, к тому же роза ветров в это время года не позволяет воздушным массам из Японии перемещаться в сторону России. «Угрозы для жителей Приморья и других регионов страны нет», — говорят в управлении МЧС по Приморскому краю. На Камчатке радиационный фон тоже в пределах нормы. «Сохранению нормального радиационного фона в Камчатском крае способствует направление ветра — воздушные потоки от Японии в настоящее время движутся не в сторону Камчатки», — сообщила руководитель камчатского управления Роспотребнадзора Наталья Жданова. Тем не менее местные информационные сайты уже публикуют памятки для населения о том, как правильно себя вести при радиационной опасности. Впрочем, паники пока не наблюдается.

Василий Авченко ,
«Новая во Владивостоке»

Волны цунами, докатившиеся до Курил, оказались слабыми…

Объявляют тревогу цунами сейсмологи, а отбой уже дают цунамисты. И те и другие еще три года назад на областных совместных сборах МЧС и исполнительной власти, посвященных предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, били тревогу: работа после сильных толчков и при цунами выполняется медленно, а информация, передаваемая в органы управления ЧС сразу после их возникновения, страдает большой неопределенностью. По мнению тогдашнего начальника сейсмической станции «Южно-Сахалинск» Александра Спирина, служба не отвечала возросшим требованиям к оперативности сбора, обработки и передачи информации. Чтобы мгновенно реагировать на чрезвычайную ситуацию, считал Спирин, необходимо переоснастить современной цифровой техникой, а в перспективе увеличить число сейсмических станций, работающих на Сахалине и Курилах.

А руководитель Сахалинского центра цунами Татьяна Иверская со всех трибун требовала установки телеметрических регистраторов по всему цунамоопасному побережью Сахалина и Курил, которые позволили бы в режиме реального времени отслеживать ситуацию. Необходимо каждый порт оснастить соответствующей аппаратурой, ведущей постоянный мониторинг, настаивала Иверская. Зарубежные коллеги, говорила она, вообще поражаются, как можно работать в таких условиях, как у нас…

И вот буквально в прошлом году закончился последний этап модернизации в рамках федеральной целевой программы с длинным названием «Снижение рисков и смягчение последствий ЧС». Цифровой аппаратурой были оснащены сейсмостанции, в портах установлены телеметрические регистраторы.

11—12 марта 2011 года обновленная система оповещения о цунами показала свою эффективность. Через телевидение (на Северных Курилах), через рупоры и звуковые сирены (Южные Курилы), но каждый житель всю ночь слышал повторяющуюся информацию об угрозе цунами. Поскольку волны к островам подошли небольшие (несколько десятков сантиметров в Приморье и на Сахалине, два-три метра на Южных Курилах), эвакуации не потребовалось. Информация о том, что на Курилах эвакуировано 11 тысяч человек, переданная несколькими информационными агентствами и размещенная на сайте МЧС, — бред чистой воды. Почти такое количество жителей проживает на всех Курилах, вместе взятых. И все они пересидели вечер и ночь дома. На островах основной жилой фонд расположен как минимум на уровне 30—40 метров выше моря. Речь может идти только о десятках человек, дежуривших в портах, их-то и попросили покинуть потенциально опасную территорию. Да вывезли технику и отогнали суда подальше от берега.

Глава муниципального образования «Южно-Курильский район» Василий Соломко сказал по телефону, что еще после шикотанского землетрясения 1994 года всех жителей переселили снизу наверх, в безопасную зону, и поселку Южно-Курильск, находящемуся на высоте 40 метров, абсолютно ничего не грозит. Сергей Проценко, директор расположенного на Шикотане крабозаводского филиала ЗАО «Курильский рыбак», подтвердил: хотя вода стояла на территории завода и слегка подтопила общежитие, ущерба по существу нет.

Ольга Васильева,
Южно-Сахалинск, специально для «Новой»

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow