СюжетыОбщество

Текст «Колмогоровского проекта» (концепция программы развития интересов, склонностей и способностей учащихся в области математики, информатики, естественных наук)

Этот материал вышел в номере № 25 от 11 марта 2011 года
Читать
1. Общие положения Предлагаемая программа является составной частью национального проекта «Образование» и следует принятой в этом проекте логике развития российской системы образования путем последовательной реализации программ, каждая из...

1. Общие положения

Предлагаемая программа является составной частью национального проекта «Образование» и следует принятой в этом проекте логике развития российской системы образования путем последовательной реализации программ, каждая из которых ориентирована на решение конкретной крупной проблемы в ограниченные сроки.

Цель проекта – создание в России институтов, инфраструктуры и инвестиционного климата, обеспечивающих становление и устойчивое развитие системы подготовки выпускников школы, активно проявляющих склонности, интересы и способности к математике, информатике и естественным наукам.

Выбор названия «Колмогоровский проект» определяется стремлением к исторической справедливости: именно Андрей Николаевич Колмогоров – великий ученый ХХ столетия – определил основные направления в системе обучения и воспитания талантливых школьников; тем самым фактически он является главным автором настоящего проекта. Немаловажно и то, что с присвоением проекту имени всемирно известного ученого заметно повышается вероятность привлечения к проекту активных его участников как в России, так и за рубежом.

Актуальность проекта определяется острой необходимостью ликвидировать разрыв между современным тревожным состоянием системы подготовки молодых исследователей и задачами модернизации страны.

Проект имеет выраженный инновационный характер. Инновационность определяется: а) решением на уровне средней школы проблемы воспроизводства интеллектуальных ресурсов – подготовки будущих исследователей, способных продуцировать инновации в высокотехнологичных интеллектуально емких областях; б) созданием в сфере образования механизмов, позволяющих в сжатые сроки решить важную проблему национального значения.

В основе проекта лежит гипотеза о его реалистичности. С одной стороны, в советский период созданы замечательные традиции работы со способными школьниками убедительно доказавшие свою эффективность. С другой стороны, с целом сформированы представления о программе действий, требующих немалых, но довольно ограниченных ресурсов.

Предлагаемые далее стратегии опережающего развития базируются на следующих трех основных принципах.

Первый принцип – принцип равных возможностей. И отечественный, и мировой опыт свидетельствует, что потенциальные таланты достаточно равномерно распределены как по территории страны, так и в социальном пространстве. Следовательно, и эффективная система развития способностей должна охватывать всю территорию России и включать в себя механизмы поиска талантов и поддержки способных школьников независимо от обстоятельств социального характера.

Второй принцип – ставка на лидеров. Здесь имеются в виду как структуры, так и персоналии. - Усилия и ресурсы аккумулируются на создании структур («образцов»), ориентированных как на оперативное решение конкретных задач, так и на последующее тиражирование обретенного опыта. С другой стороны, наиболее активными участниками проекта должны стать подлинные профессионалы, доказавшие делом свою эффективность.

Третий принцип естественно назвать сетевым. Сетевой принцип: структуры (институты) близкие по цели и роду деятельности, объединяются в сети, элементы которых работают независимо, но согласованно, на основании неких общих принципов, при регулярных обменах людьми, идеями, информацией.

Система работы со способными школьниками, сформированная в советский период, при самой ее высокой оценке обладала особенностью, сдерживающей развитие. Она создавалась энтузиастами, работающими более или менее независимо. С одной стороны, это способствовало появлению самых разнообразных форм работы. С другой стороны, при фактическом отсутствии государственной поддержки (что в большой мере определялось идеологической подозрительностью к спецшколам), это привело к сдерживанию развития. Имеющиеся качественные учебные центры относительно немногочисленны и неравномерно распределены. Богатый методический опыт, накопленный за десятилетия, далеко не полно отражен в литературе.

Следование сетевому принципу в эпоху информационных технологий позволяет резко ускорить внедрение лучшего опыта. Немаловажен и экономический аспект: например тиражи книг и комплектов учебного оборудования заметно вырастают, если они рассчитаны на сеть, а не на ограниченное количество школ. Соответственно, снижается себестоимость, растет доступность образовательных продуктов и услуг, возникает система профессионального контроля качества.

Последующее изложение следует логике выделенных принципов. Описание контуров проекта удобно провести, характеризуя развитие по нескольким основным направлениям.

Замечание. В целом предлагаемые далее идеи применимы не только к развитию способностей в области математики, информатики, естественных наук, но и к другим сферам – к искусству, техническому творчеству, гуманитарной культуре и т.п. Но с учетом специфики этих областей и ограниченности имеющегося опыта предполагается, что данная концепция будет дополнена соответствующими предложениями от представителей других групп профессий.

2. Основные направления
Направление 1: Создание сети специализированных школ (лицеев) для учащихся X-XI классов, проявивших способности в области математики, информатики, естественных наук

Принятое здесь ограничение возраста специализации объясняется тем, что устойчивые интересы к науке формируются в 14-15 лет.

• Сеть имеет три основные цели: 1) подготовка талантливых выпускников; 2) разработка нового содержания и эффективных педагогических практик; 3) адаптация опыта для массовых форм обучения.

• Создание сети естественно начинать опираясь на имеющиеся (пока немногочисленные) школы. – При ведущих университетах создаются 8 школ в федеральных округах; на основе школ, уже существующих в регионах, создается сеть региональных центров. Поскольку в РФ имеется 83 региона и немало крупных городов общее число школ ориентировочно 150; со средней численностью около 500 учеников.

С целью повышения качества обучения целесообразно создание многопрофильных школ, т.е. школ, содержащих классы по всем указанным предметам. Это обязательно в применении к федеральным школам; желательно, но не необходимо, в регионах, в которых есть своя специфика.

Как прием учеников, так и формирование администрации и учительского корпуса осуществляется на основе жесткого конкурса по прозрачным правилам и объективным критериям.

Школы оборудуются на уровне лучших мировых образцов (лаборатории, информационные банки, библиотеки, средства обучения и т.д.) Необходима система убедительных материальных и моральных стимулов, привлекающих к работе в данных школах высоко квалифицированных специалистов.

• Значительную часть учительского корпуса должны составлять ученые и работники высшей школы, обладающие навыками обучения и воспитания будущих исследователей. Целесообразно регулярное привлечение молодых ученых, аспирантов и студентов – это эффективный способ подготовки новых поколений учителей.

• Школы федерального уровня при ведущих университетах неизбежно являются школами-интернатами. На региональном уровне с учетом специфики возможны разные варианты, включая очно-заочную систему.

• В дополнение к имеющимся школам при МГУ, СПГУ, НГУ, ЕГУ предстоит создание четырех школ в других федеральных округах.

• Принципиальные решения принимаются попечительскими советами школ, которые формируются из представителей вузов и научных учреждений, выпускников школы, представителей власти, спонсоров.

Направление 2: Создание сети центров заочного, очно-заочного и дистантного образования

• Эта программа исходит из следующих целей: 1) становление широко доступной системы обучения (доступ к качественному образованию получают подростки из отдаленных районов), сочетающей массовость с индивидуальным подходом; 2) приобщение к учительской профессии большого числа студентов, проверяющих работы школьников; 3) разработка компактной системы заданий, вычленяющих суть предмета; 4) модернизация системы заочного образования на основе новых информационных технологий.

• Сеть строится на основе принципов и подходов, хорошо зарекомендовавших себя за 45 лет работы Всероссийской заочной многопредметной школы (ВЗМШ). Проблемой, требующей быстрого решения, является статус, финансовое и материальное обеспечение сети в имеющихся экономических и правовых условиях.

• Как и в работе по первому направлению, разумно создание крупных центров в федеральных округах, а также региональных центров, достаточно равномерно распределенных. Зону влияния ВЗМШ можно ограничить Центральным федеральном округом, одновременно усилив функции ВЗМШ как научно-методического центра.

• В системе заочного дистантного образовании возрастной спектр может быть расширен, например, с VIII по XI классы. Эта система должна быть тесно связана с летними школами, вечерними школами при вузах и другими формами очной работы.

Направление 3: Развитие массовых форм обучения, системы поиска и отбора способных школьников

• Предыдущие два направления характеризуют «вершину пирамиды», т.е. систему работы с учащимися, готовыми приступить к регулярным и интенсивным занятиям. Эта «пирамида» должна иметь прочное основание – необходима, поэтому систематическая работа на более ранних этапах. Основные формы – самообразование (которое может начинаться довольно рано, главное условие – наличие разнообразной занимательной и научно-популярной литературы), кружки (I-VI классы), факультативные курсы (VII-XI классы).

• Требования о выделении необходимого учебного времени для организации в массовой школе кружков и факультативов должны быть учтены при разработке подготавливаемых т. н. школьных «Стандартов» второго поколения. При этом следует учесть позитивный опыт массового распространения факультативов в 70-80-ые годы, в том числе разработанные тогда программы и учебники.

• Система отбора учащихся специализированных и заочных школ предполагает проведение вступительных экзаменов. Зачисление осуществляется в ходе конкурсов, учитывающих как результаты этих испытаний, так и другие достижения, и в первую очередь, результаты выступлений на предметных олимпиадах.

• Олимпиады и конкурсы имеют целью: 1) стимулирование творческой активности учащихся к самостоятельной деятельности в интересующих их областях; 2) создание системы объективных показателей для оценки достижений; 3) активное привлечение студенческой и научной молодежи к педагогической работе; 4) развитие содержания образования ориентированного на способных школьников (речь идет в первую очередь о композиции творческих заданий).

• Существенное развитие должны получить новые формы соревнования – содержательные (в отличие от шоу) телевизионные конкурсы, интернет-соревнования и т. д. Явно недостаточно развита система конкурсов, ориентированных на формирование навыков научных исследований, предполагающих решение проблем несложных, но уже приближенным к настоящим научным проблемам.


Направление 4: Кадровая политика

• Длительное время в СССР действовала система «передачи эстафеты»: выпускники спецшкол, становясь студентами, активно участвовали в работе со школьниками, являясь организаторами олимпиад, преподавателями летних школ, спецшкол; часто эта деятельность продолжалась и позднее. Поэтому в принципе, учитывая наличие в стране нескольких десятков тысяч человек, обладающих этим опытом, кадровая проблема разрешима.

• Сложность заключается в существующей сегодня невостребованности многих людей и идей. Для того чтобы привлечь высококвалифицированных специалистов, и в первую очередь, преподавателей, необходимы серьезные меры морального и материального стимулирования – высокая зарплата, льготы и награды и т. д. Введение таких стимулов необходимо: это – условие становления подлинно конкурсной системы.

• По-видимому, сохранится положение, при котором преподаватели в основном будут работать по совместительству, являясь научными сотрудниками и работниками вузов. Повышение квалификации происходит в форме самообразования, участия в семинарах и конференциях, творческих отпусков, стажировок и т. д. Новая задача – подготовка администраторов (в первую очередь директоров школ), обладающих не только знанием специфики работы со способными школьниками, но и знанием основ экономики и управления – своеобразные просвещенные менеджеры.

• Решающую роль в принятии решений по всему комплексу рассматриваемых проблем должны играть профессионалы. Естественна поэтому идея создания профессиональных сообществ – ассоциации математического и т.п. просвещения, ассоциации школ с углубленным изучением предметов, ассоциации выпускников и.т.д. В настоящее время такие структуры или отсутствуют или мало эффективны. Необходимы поэтому и инициативы «снизу» и благоприятствование «сверху». Целесообразно предоставить профессиональным ассоциациям право создания своеобразных научно-производственных малых предприятий.

Важная функция сети спецшкол – повышение квалификации учителей работающих в массовой школе, в том числе, в части относящейся к проведению кружков, факультативов, организации олимпиад и конкурсов, решении нестандартных задач.

С целью обмена опытом регулярно должны проводиться конференции и семинары учеников и учителей.


Направление 5: Создание инфраструктуры

Работы по данному направлению включают в себя три вида деятельности:


Проект рассчитан на 2010-2012 годы. Ожидаемые результаты описаны при характеристике выделенных выше направлений.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow