Сюжеты

Текст «Колмогоровского проекта» (концепция программы развития интересов, склонностей и способностей учащихся в области математики, информатики, естественных наук)

Этот материал вышел в № 25 от 11 марта 2011 года
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

1. Общие положения Предлагаемая программа является составной частью национального проекта «Образование» и следует принятой в этом проекте логике развития российской системы образования путем последовательной реализации программ, каждая из...

1. Общие положения

Предлагаемая программа является составной частью национального проекта «Образование» и следует принятой в этом проекте логике развития российской системы образования путем последовательной реализации программ, каждая из которых ориентирована на решение конкретной крупной проблемы в ограниченные сроки.

Цель проекта – создание в России институтов, инфраструктуры и инвестиционного климата, обеспечивающих становление и устойчивое развитие системы подготовки выпускников школы, активно проявляющих склонности, интересы и способности к математике, информатике и естественным наукам.

Выбор названия «Колмогоровский проект» определяется стремлением к исторической справедливости: именно Андрей Николаевич Колмогоров – великий ученый ХХ столетия – определил основные направления в системе обучения и воспитания талантливых школьников; тем самым фактически он является главным автором настоящего проекта. Немаловажно и то, что с присвоением проекту имени всемирно известного ученого заметно повышается вероятность привлечения к проекту активных его участников как в России, так и за рубежом. 

Актуальность проекта определяется острой необходимостью ликвидировать разрыв между современным тревожным состоянием системы подготовки молодых исследователей и задачами модернизации страны.

Проект имеет выраженный инновационный характер. Инновационность  определяется: а) решением на уровне средней школы проблемы воспроизводства интеллектуальных ресурсов – подготовки будущих исследователей, способных продуцировать инновации  в высокотехнологичных интеллектуально емких областях; б) созданием в сфере образования механизмов, позволяющих в сжатые сроки решить важную проблему национального значения.

В основе проекта лежит гипотеза о его реалистичности. С одной стороны, в советский период созданы замечательные традиции работы со способными школьниками убедительно доказавшие свою эффективность. С другой стороны, с целом сформированы представления о программе действий, требующих немалых,  но довольно ограниченных ресурсов.

Предлагаемые далее стратегии опережающего развития базируются на следующих трех основных  принципах.

Первый принцип – принцип равных возможностей. И отечественный, и мировой опыт свидетельствует, что потенциальные таланты достаточно равномерно распределены как по территории страны, так и в социальном пространстве. Следовательно, и эффективная система развития способностей должна охватывать всю территорию России и включать в себя механизмы поиска талантов и поддержки способных школьников независимо от обстоятельств социального характера. 

Второй принцип – ставка на лидеров. Здесь имеются в виду как структуры, так и персоналии. - Усилия и ресурсы аккумулируются на создании структур («образцов»), ориентированных как на оперативное решение конкретных задач, так и на последующее тиражирование обретенного опыта. С  другой стороны, наиболее активными участниками проекта должны стать подлинные профессионалы, доказавшие делом свою эффективность.

Третий принцип естественно назвать сетевым. Сетевой принцип: структуры (институты) близкие по цели и роду деятельности, объединяются в сети,  элементы которых работают независимо, но согласованно, на основании неких общих принципов, при регулярных обменах людьми, идеями, информацией.

Система работы со способными школьниками, сформированная в советский период, при самой ее высокой оценке обладала особенностью, сдерживающей развитие. Она создавалась энтузиастами, работающими более или менее независимо. С одной стороны, это способствовало появлению самых разнообразных форм работы. С другой стороны, при фактическом отсутствии государственной поддержки (что в большой мере определялось идеологической подозрительностью к спецшколам), это привело к сдерживанию развития. Имеющиеся качественные учебные центры относительно немногочисленны и неравномерно распределены. Богатый методический опыт, накопленный за десятилетия,  далеко не полно отражен в литературе.

Следование сетевому принципу в эпоху информационных технологий позволяет резко ускорить внедрение лучшего опыта. Немаловажен и экономический аспект: например тиражи книг и комплектов учебного оборудования заметно вырастают, если они рассчитаны на сеть, а не на ограниченное количество школ. Соответственно, снижается себестоимость, растет доступность образовательных продуктов и услуг, возникает система профессионального контроля качества.

Последующее изложение следует логике выделенных принципов. Описание контуров проекта удобно провести, характеризуя развитие по нескольким основным направлениям.

Замечание. В целом предлагаемые далее идеи применимы не только к развитию способностей в области математики, информатики, естественных наук, но и к другим сферам – к искусству, техническому творчеству, гуманитарной культуре и т.п. Но с учетом специфики этих областей и ограниченности имеющегося опыта предполагается, что данная концепция будет дополнена соответствующими предложениями от представителей других групп профессий.

2. Основные направления
  
Направление 1: Создание сети специализированных школ (лицеев) для учащихся X-XI классов, проявивших способности в области математики, информатики, естественных наук

Принятое здесь ограничение возраста специализации объясняется тем, что устойчивые интересы к науке формируются в 14-15 лет.

• Сеть имеет три основные цели:  1) подготовка талантливых выпускников; 2) разработка нового содержания и эффективных педагогических практик; 3) адаптация опыта для массовых форм обучения.

• Создание сети естественно начинать опираясь на имеющиеся (пока немногочисленные) школы. – При ведущих университетах создаются 8 школ в федеральных округах; на основе школ, уже существующих в регионах, создается сеть региональных центров. Поскольку в РФ имеется 83 региона и немало крупных городов общее число школ ориентировочно 150; со средней численностью около 500 учеников.

С целью повышения качества обучения целесообразно создание многопрофильных школ, т.е. школ, содержащих классы по всем указанным предметам. Это обязательно в применении  к федеральным школам; желательно, но не необходимо, в регионах, в которых есть своя специфика.

Как прием учеников, так и формирование администрации и учительского корпуса осуществляется на основе жесткого конкурса по прозрачным правилам и объективным критериям.

Школы оборудуются на уровне лучших мировых образцов (лаборатории, информационные банки, библиотеки, средства обучения и т.д.) Необходима система убедительных материальных и моральных стимулов, привлекающих к работе в данных школах высоко квалифицированных специалистов.

• Значительную часть учительского корпуса должны составлять ученые и работники высшей школы, обладающие навыками обучения и воспитания будущих исследователей. Целесообразно регулярное привлечение молодых ученых, аспирантов и студентов – это эффективный способ подготовки новых поколений учителей.

• Школы федерального уровня при ведущих университетах неизбежно являются школами-интернатами. На региональном уровне с учетом специфики возможны разные варианты, включая очно-заочную систему.

• В дополнение к имеющимся школам при МГУ, СПГУ, НГУ, ЕГУ предстоит создание четырех школ в других федеральных округах.

• Принципиальные решения принимаются попечительскими советами школ, которые формируются из представителей вузов и научных учреждений, выпускников школы, представителей власти, спонсоров.

Направление 2: Создание сети центров заочного, очно-заочного и дистантного образования

• Эта программа исходит из следующих целей: 1) становление широко доступной системы обучения (доступ к качественному образованию получают подростки из отдаленных районов), сочетающей массовость с индивидуальным подходом; 2) приобщение к учительской профессии большого числа студентов, проверяющих работы школьников; 3) разработка компактной системы заданий, вычленяющих суть предмета; 4) модернизация системы заочного образования на основе новых информационных технологий.

• Сеть строится на основе принципов и подходов, хорошо зарекомендовавших себя за 45 лет работы Всероссийской заочной многопредметной школы (ВЗМШ). Проблемой, требующей быстрого решения, является статус, финансовое и материальное обеспечение сети в имеющихся экономических и правовых условиях.

• Как и в работе по первому направлению, разумно создание крупных центров в федеральных округах, а также региональных центров, достаточно равномерно распределенных. Зону влияния ВЗМШ можно ограничить Центральным федеральном округом, одновременно усилив функции ВЗМШ как  научно-методического центра.

• В системе заочного дистантного образовании возрастной спектр может быть расширен, например, с VIII по XI классы. Эта система должна быть тесно связана с летними школами, вечерними школами при вузах и  другими формами очной работы.

Направление 3: Развитие массовых форм обучения, системы поиска и отбора способных школьников

• Предыдущие два направления характеризуют «вершину пирамиды», т.е. систему работы с учащимися, готовыми приступить к регулярным и интенсивным занятиям. Эта «пирамида» должна иметь прочное основание – необходима, поэтому систематическая работа на более ранних этапах. Основные формы – самообразование (которое может начинаться довольно рано, главное условие – наличие разнообразной занимательной и научно-популярной литературы), кружки (I-VI классы), факультативные курсы (VII-XI классы).

• Требования о выделении необходимого учебного времени для организации  в массовой школе кружков и факультативов должны быть учтены при разработке  подготавливаемых  т. н. школьных «Стандартов» второго поколения. При этом следует учесть позитивный опыт массового распространения факультативов в 70-80-ые годы, в том числе разработанные тогда программы и учебники.

• Система отбора учащихся специализированных и заочных школ предполагает проведение вступительных экзаменов. Зачисление осуществляется в ходе конкурсов, учитывающих как результаты этих испытаний, так и другие достижения, и в первую очередь, результаты выступлений на предметных олимпиадах.

• Олимпиады и конкурсы имеют целью: 1) стимулирование творческой активности учащихся к самостоятельной деятельности в интересующих их областях; 2) создание системы объективных показателей для оценки достижений; 3) активное привлечение студенческой и научной молодежи к педагогической работе; 4) развитие содержания образования ориентированного на способных школьников (речь идет в первую очередь о композиции творческих заданий).

• Существенное развитие должны получить новые формы соревнования – содержательные (в отличие от шоу) телевизионные конкурсы, интернет-соревнования и т. д. Явно недостаточно развита система конкурсов, ориентированных на формирование навыков научных исследований, предполагающих решение проблем несложных, но уже приближенным к настоящим научным проблемам.


Направление 4: Кадровая политика

• Длительное время в СССР действовала система «передачи эстафеты»: выпускники спецшкол, становясь студентами, активно участвовали в работе со школьниками, являясь организаторами олимпиад, преподавателями летних школ, спецшкол; часто эта деятельность продолжалась и позднее. Поэтому в принципе, учитывая наличие в стране нескольких десятков тысяч человек, обладающих этим опытом, кадровая проблема разрешима.

• Сложность заключается в существующей сегодня невостребованности многих людей и идей. Для того чтобы привлечь высококвалифицированных специалистов, и в первую очередь, преподавателей, необходимы серьезные меры морального и материального стимулирования – высокая зарплата, льготы и награды и т. д. Введение таких стимулов необходимо: это – условие становления подлинно конкурсной системы.

• По-видимому, сохранится положение, при котором преподаватели в основном будут работать по совместительству, являясь научными сотрудниками и работниками вузов. Повышение квалификации происходит в форме самообразования, участия в семинарах и конференциях, творческих отпусков, стажировок и т. д. Новая задача – подготовка администраторов (в первую очередь директоров школ), обладающих не только знанием специфики работы со способными школьниками, но и знанием основ экономики и управления – своеобразные просвещенные менеджеры.

• Решающую роль в принятии решений по всему комплексу рассматриваемых проблем должны играть профессионалы. Естественна поэтому идея создания профессиональных сообществ – ассоциации математического и т.п. просвещения, ассоциации школ с углубленным изучением предметов, ассоциации выпускников и.т.д. В настоящее время такие структуры или отсутствуют или мало эффективны. Необходимы поэтому и инициативы «снизу» и благоприятствование «сверху». Целесообразно предоставить профессиональным ассоциациям право создания своеобразных научно-производственных малых предприятий.

Важная функция сети спецшкол – повышение квалификации учителей работающих в массовой школе, в том числе, в части относящейся к проведению кружков, факультативов, организации олимпиад и конкурсов, решении нестандартных задач.

С целью обмена опытом регулярно должны проводиться конференции и семинары учеников и учителей.


Направление 5: Создание инфраструктуры

Работы по данному направлению включают в себя три вида деятельности:

5.1. Разработка и производство средств обучения

• Основные разработчики – люди, непосредственно работающие в создаваемой системе.

• В применении к учебно-методической литературе для учеников и учителей выделяются три проблемы: а) становление электронных библиотек (включая библиографические указатели); б) реанимация системы традиционных изданий (книги, журналы); в) поиск оптимального соотношения электронных и традиционных библиотек.

• В настоящее время учебное книгоиздание находится в катастрофическом состоянии по числу названий, тиражности, доступности (и фактической и ценовой). Выход – восстановление системы распространения и библиотечных коллекторов, выделение средств для библиотек, возврат к системе обязательных экземпляров для достаточного числа региональных, муниципальных и школьных библиотек. С целью отбора рекомендованных книг естественно создать соответствующий редакционный совет и дополнить федеральный список литературой для способных школьников и их учителей.

• Должна быть создана постоянно действующая система периодических журналов: идея журнала «Квант» распространяется и на другие предметы.

• Важная задача – оборудование школьных лабораторий, создание современных аудио и видеотек, программных продуктов. Необходимо изучить мировой опыт (возможно, организовать международную выставку) и оборудовать для начала 15-20 школ на уровне мировых образцов с целью распространения полученного опыта.

• Следующий шаг – организация регулярной системы разработки, производства и распространения средств обучении для массовой школы. По-существу речь идет о создании большой новой отрасли экономики – образовательной индустрии (эта идея была декларирована, но не реализована).

• Целесообразно создать российский центр науки и техники, сочетающий функции музея и центра для практической работы с детьми и юношеством, интересующимся наукой.

 

5.2. Научное обеспечение

• Существует много аспектов проекта, требующих хорошего научного обеспечения: мониторинг состояния, разработка содержания образования и его носителей, психолого-педагогические основы и т.д. Однако имеющийся негативный опыт т.н. педагогической науки указывает на необходимость поиска новых форм организации. (Целесообразно впрочем, увеличение числа качественных кандидатских и докторских диссертаций по данной тематике, а также становление немногих крупных структур – воссоздание аналога института школьного оборудовании и технических средств обучения; создание федерального научно-методического центра заочного и дистантного образования, информационного центра, аккумулирующего опыт).

• В целом же корпус педагогов-исследователей будет формироваться естественным путем в ходе конкретной практической работы, регулярных дискуссий, в том числе в интернете, на научно-практических конференциях и семинарах. Конкретные проблемы и пути их решения должны вызревать, в случае необходимости – формироваться временные творческие коллективы, небольшие лаборатории. Перспективна идея создания при ведущих университетах педагогических факультетов, включающих в себя научно-исследовательские подразделения. Современные возможности позволяют создавать и межрегиональные коллективы.

• Для формирования дискуссионных площадок, организации профессиональных дискуссий,  хорошо подходят сайты и порталы, а также периодические издания – информационные бюллетени и научно-методические журналы.

 

5.3. СМИ и просветительские программы

• Современное состояние СМИ, усиленно пропагандирующих «ценности» и и «идеалы» общества потребления, не нуждается в комментариях. Между тем энергия СМИ и может и должна использоваться в мирных целях. Для этого требуется решительная трансформация.

• Важными функциями СМИ и на федеральном, и на региональном уровне должны стать пропаганда научного знания и позитивного опыта, накапливаемого в системе образования; формирование столь необходимой атмосферы уважения к научному знанию и достижениям в этой области.

• Другая функция – просветительская. Потенциально просветительские программы  на ТВ – эффективное средство трансляции содержания образования. Целесообразно поэтому создание цикла экспериментальных передач, а в перспективе –научно-популярных фильмов (хорошая модель – просветительские проекты Би-Би-Си) перспективны и идеи организации содержательных ТВ-олимпиад, олимпиад и конкурсов, проводимых в интернете.

_________________________________________________

 

Проект рассчитан на 2010-2012 годы. Ожидаемые результаты описаны при характеристике выделенных выше направлений.

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera